Фев 28

Моральные устои летчика-испытателя

Прежде всего, надо всегда помнить, что летчик-испытатель начинается с летчика, поэтому его нравственные начала питаются теми же духовными истоками. С социальной точки зрения особенностью испытательной работы является не столько повышенный физический риск, сколько гражданская ответственность за будущее авиации, за эффективность и безопасность полета. В испытательной работе не только оттачивается мастерство, но и куются самые высшие человеческие ценности, и прежде всего совесть, с которой летчик-испытатель часто остается один на один. Естественно, есть в испытательной работе и ряд специфических, только ей присущих психологических особенностей. В каждой детали вновь созданного самолета тысячи расчетов, сотни проигранных вариантов, лабораторные, стендовые испытания, увязки и подгонки и вновь расчеты – череда напряженных дней и бессонных ночей его создателей, но вдохнуть жизнь в это детище многих коллективов, тысяч людей призван именно летчик-испытатель. Вот почему мы с полным основанием говорим о том, что самолет рождается в испытаниях благодаря летчику-испытателю.

На заре авиации (1910 год) французский пилот Фербер сказал: "Изобрести летательный аппарат – этого мало, построить его – тоже не много, испытать – все". Заявление, несколько преувеличивающее значение летных испытаний, но отражающее особое отношение к мужественной профессии летчика-испытателя. Летчик-испытатель – первый, кто дает оценку самолету. И в этом глубокая интеллектуальность его труда. Он должен оценить, овеществлены ли в металле цель и назначение самолета, насколько легко будет обслужить самолет, безопасен ли, эффективен ли, экономичен ли он. И от того, в каком аспекте и с какой проницательностью задает летчик-испытатель эти вопросы, во многом зависит содержательная сторона испытаний. Иначе говоря, техника и технология испытаний начинается с личности испытателя. Видимо, не случайно написал летчик: "Чем больше мы размышляем о летной профессии, тем яснее видим, как тесно переплетаются в ней аспекты чисто технические, так сказать деловые, и аспекты моральные, нравственные, этические. Буквально шагу нельзя ступить в нашем деле без того, чтобы не столкнуться с очередной морально-этической проблемой".

От позиции летчика-испытателя во многом зависит направление развития авиационной техники. Тем не менее в литературе по истории авиации нередко акцент делается на самом развитии техники, на испытательных полетах опытных машин и рекордах высоты, дальности, скорости, достигнутых благодаря технике, а не на летчиках-испытателях. Сами испытатели, описывая свою работу, также нередко рассматривают ее больше в фокусе технического прогресса, выражающегося в конкретном летательном аппарате. Однако возможности техники реализуются человеком. В 1935 году промышленность создала самолет И-15, летно-технические характеристики которого позволяли превысить рекорд высоты. Но вдохнул жизнь в этот самолет летчик В. Коккинаки. Для достижения рекордной высоты он облегчил самолет, в том числе и "за счет себя": снял кресло (сидел на перемычке), педали сделал деревянные, снял теплый комбинезон и шлем, хотя в кабине на рекордной высоте было 60 мороза.

Итак, с чего же начинается летчик-испытатель, каково значение его моральных качеств, его жизненной позиции в развитии идей технического прогресса, создании летательного аппарата, методов обучения и обеспечения безопасности полетов?

Испытатель начинается с повседневной скрупулезной работы. Сухие строки полетного листа гласят, что нужна такая-то высота – не выше и не ниже, такая-то, и никакая другая, скорость, такая-то перегрузка и т.д. И безмолвные приборы-самописцы оценят, плох или хорош испытатель. А для точной работы нужна, прежде всего, выдержка, тренировка. Поначалу она нужна даже не для преодоления экстраординарных, критических ситуаций, а всего лишь для нормального выполнения заданного режима полета. Со временем точность в работе становится одним из важных свойств личности испытателя.

Становление испытателя как профессионала органически соединяет в себе и развитие нравственности, и формирование гражданственности, и, наконец, приобретение им такого ценного качества, как единство слова и дела. Примером этому могут служить ответы группы испытателей на вопрос анкеты, предложенной им: "Какие черты характера воспитывает профессия летчика-испытателя?".

"Умение в минуту опасности хладнокровно рассуждать, думая о том, что необходимо сделать, а не о том, что со мною может быть" (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Г.М. Шиянов).

"Способность оценить ошибку свою и чужую, способность к самоанализу, уважение к другим" (заслуженный летчик-испытатель СССР генерал-майор авиации Г.Ф. Бутенко).

"Уважение к человечеству, воспитывает доброту, благородство, чуткость, ответственность за других" (заслуженный летчик-испытатель СССР полковник В.И. Цуварев).

"Подавляет легкомыслие, неосторожность, недисциплинированность" (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель полковник А.В. Федотов).

Особой проверке нравственные и деловые качества испытателя подвергаются при выборе сложных программ испытаний, связанных с выраженным риском. Главное для него – не погубить технику, не дискредитировать новую идею, и если он идет на риск, то сознательный.

И здесь нужно отметить одну важную деталь, возможно, не всегда осознаваемую до конца: безопасность полета, на которую вправе рассчитывать каждый человек, зависит, прежде всего, от летчика, или, точнее, от того, с какой степенью Совершенства он способен управлять летательным аппаратом. Генеральный конструктор O.K. Антонов говорил, например, что самолеты станут совершенны только тогда, когда они будут конструироваться не только для пассажира или для груза, но и для человека, управляющего ими. И видимо, чувствуя это, летчик в свою очередь "относится к испытываемому самолету, как с самому близкому и дорогому существу. Такое отношение не всегда проявляется к самолету даже со стороны тех, кто его строит". Отсюда и высокий уровень требовательности летчика-испытателя к себе.

Похожие статьи:

  1. Такая у нас работа – учить самолеты летать В настоящее время происходят принципиальные изменения во взаимоотношениях между "чувственной...
  2. Социальный портрет летчика-испытателя В процессе становления летчика-испытателя как профессионала ощущение свободы действий, которая...
  3. Деятельность летчика в системе «летчик – самолет – среда» Еще пример. Исследуются последствия отказа, внимательно следит испытатель за поведением...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.