Мар 01

Летный профессионализм – это, прежде всего высокие моральные качества

Но одним педагогическим мастерством инструктору не обойтись, так как в авиации авторитет начинается с того, что ты умеешь сам. И инструктор должен иметь право на полеты повышенной сложности, позволяющие ему легко и просто чувствовать себя в критических режимах, при имитации сложных отказов вплоть до посадки с задросселированным двигателем, посадки на неосвещенную полосу и т.д. Инструктору нужен запас прочности для управления самолетом при исправлении ошибок курсантов. Как известно, курсанты допускают ошибки по разным причинам: одни от неспособности, другие от недоученности, третьи по недисциплинированности. Для их устранения нужен различный показ и различные методы обучения. В критических ситуациях инструктор должен действовать хладнокровно и умело, и передать это курсанту.

Выше уже было сказано, что летная профессия обладает публичностью: все смотрят, комментируют. Отсюда артистизм летчика, который приносит как пользу, так и вред (бахвальство и пижонство). Лишить публичности профессию нельзя, а учиться искусству извлечь из этого пользу можно.

Еще один совет педагогическому коллективу летных училищ заключается в необходимости постоянно стремиться учитывать при воспитании курсантов дух и традиции строевых частей, к службе в которых они готовятся.

Есть еще одно, возможно самое существенное, обстоятельство: из начинающего летчика в будущем вырастает начальник, командир. И у этого будущего начальника не должно быть затаенной озлобленности, чувства неполноценности. Этичность, юмор, человечность, справедливость, профессиональная чистоплотность должны стать неотъемлемой чертой характера авиационного командира, и все это должно перейти от учителя на далеком степном аэродроме. Ибо летчик не может быть просто профессионалом, так как от него требуется постоянная готовность к самому тяжелому нравственному испытанию: выполнить свой долг до конца даже в мирное время. И все это начинается в училище. Вот почему Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Г.У. Дольников акцентирует внимание на необходимости постоянно повышать методическое мастерство инструкторов как основу повышения уровня летной выучки: "… нужно добиваться такого положения, чтобы первоклассный летчик или штурман-инструктор был и первоклассным педагогом, методистом, мастером своего дела".

Завершая разговор о нравственном воспитании молодого летчика, отметим, что коммунистическая нравственность рождается "снизу", через систему общественных отношений в коллективе, через оценку труда каждого его члена. Оценить труд – значит понять мотив поступка, действия, осознать его, авиатора, духовную потребность к исполнению долга, его привычки. Авиация не может существовать без чести, без жестокой правды. Летный профессионализм – это, прежде всего высокие моральные качества, в числе которых и уважение к тем, кто подготовил полет.

В свою очередь командиры и инженеры должны уважительно относиться к летчикам, поддерживая тем самым высокий нравственный настрой в воинском коллективе. Например, даже такой чисто технический вопрос, как применение средств объективного контроля, которые прочно вошли в авиационную жизнь, имеет свою этическую и нравственную стороны. Нельзя использовать средства объективного контроля для чисто формальной оценки квалификации летчика без анализа обстоятельств и причины, которые вызвали отклонение от заданного режима полета.

С нравственным обликом авиаторов тесно связано и обеспечение безопасности полетов. Ее повышению, безусловно, будет способствовать усиление тех духовных начал, о которых шла речь. В отечественной авиации много образцов нравственного поведения. Напомним читателю, что еще в первую империалистическую войну русский летчик Х.Н. Славороссов совершил посадку за линией фронта и вывез сбитого французского летчика. А какая нравственная сила в страстном призыве летчиков двадцатых годов: "… Надо увлечь уснувшие силы интеллигенции, людей науки и техники и властно пробудить твердую решимость работать всех причастных к великому делу воссоздания Воздушного Флота". А высокие нравственные качества бойцов Великой Отечественной войны, наших "старших" командиров, освоивших реактивную, всепогодную авиацию при наличии таких ограниченных средств, как АРК и приводная радиостанция! И ведь не боялись сказать, когда было страшно, или, как говорили тогда, "не скучно было".

В авиации есть одухотворенная цель, есть высота нравственных порывов, есть творческий бескомпромиссный поиск, есть одержимость, страстная любовь к профессии. Но важно еще и то, что профессия летчика формирует высокий уровень культуры, образования, общественной сознательности, идейной зрелости. Неудивительно, что эта профессия воспитывает единство качеств, которые уже сегодня позволяют говорить о нашем современнике как о человеке общества.

Любое занятие истекает из определенных мотивов и устремлена на достижение поставленных целей. Понятие «мотив» – это то, что побуждает человека к определенной деятельности, а цель – то, чего человек норовит достичь в процессе ее выполнения. Рассмотрим с точки зрения этих понятий летную деятельность. Летчик, управляя самолетом, целесообразно изменяет положение самолета, состояние бортовых систем. Мотив, которым руководствуется летчик, – его желание и общественная необходимость выполнять полеты. Мотивированность деятельности зависит об объективной, а также субъективной значимости поставленной перед летчиком задачи. Например, уровень мотивированности будет различным в зависимости от того, выполняется учебный полет или полет, связанный с выполнением ответственного задания, упражнение для отработки действий при каком-либо отказе или ликвидация реальной аварийной ситуации, поскольку в этих случаях меняются и объективная значимость, и субъективная (разная степень опасности, разные последствия для летчика в случае невыполнения задания). Но и объективно одинаковые задания, например тренировочные полеты, экспериментальные полеты, могут характеризоваться разным уровнем мотивированности летчика в зависимости от личного понимания важности поставленной перед ними задачи, от его отношения к заданию. В зависимости от мотива меняется качество деятельности, поскольку меняется степень усилий и стараний летчика.

Похожие статьи:

  1. Моральные устои летчика-испытателя Прежде всего, надо всегда помнить, что летчик-испытатель начинается с летчика,...
  2. Профилактическая работа авиационного врача Профилактическое направление в отечественной медицине характерно для всей ее истории....
  3. Общие требования и предположения При полетах человека в космос нужно строго разграничивать время, проводимое...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.