Мар 05

Инженерно-психологическая характеристика систем отображения пилотажной информации

По мере усложнения авиационной техники и способов ее применения все большее значение для деятельности летчика приобретала система отображения информации (СОИ). Работы, направленные на ее усовершенствование, начались сравнительно недавно, с середины 40-х годов, и у нас в стране, и за рубежом. Практическая актуальность усовершенствования СОИ определяется тем, что существующая система авиационных приборов не в полной мере соответствует психофизиологическим возможностям летчика. Затруднения при управлении самолетом и ориентировке по приборам связаны с дискретным поступлением разрозненных пилотажных сигналов, которые летчик должен предварительно обобщить, чтобы иметь возможность оценить правильность выполнения режима полета и планировать управляющие воздействия. Выполнение одновременно с пилотированием дополнительных задач, требующих отвлечения внимания летчика от приборов, усугубляет трудности взаимодействия летчика с СОИ. Поэтому усовершенствование СОИ – это вопрос облегчения деятельности летчика в целях обеспечения эффективности и надежности его действий.

В настоящее время как наиболее перспективные с технической точки зрения и психологически обоснованные рассматриваются следующие способы совершенствования СОИ:

–         улучшение оформления лицевых частей приборов и оптимизация их взаимного расположения для облегчения считывания показаний и формирования образа полета;

–           повышение наглядности информации о положении самолета в пространстве и относительно местности для облегчения переработки информации при дефиците времени;

–            интеграция пилотажной информации, т.е. представление ее в обобщенном виде;

–              выдача предварительно обработанной информации (командных сигналов);

–            совмещение разных видов информации, нужных летчику одновременно, в одном поле восприятия;

обеспечение единства принципов индикации на разных приборах и системах приборов.

В работах авиационных инженерных психологов большое внимание уделялось разработке требований к улучшению оформления лицевых частей приборов. В условиях ограниченного времени, когда порой на счету доли секунды, небольшое промедление, вызванное неотчетливостью тех или иных объектов восприятия, грозит стать серьезным препятствием для своевременного реагирования. Восприятие летчика оказывается поставленным в тем более благоприятные условия, чем более просты и ясно различимы показания отдельных приборов, чем меньше деталей нагромождено и чем меньше утомления вызывает различение тех или иных существенных показаний. В результате инженерно-психологических исследований были оценены основные детали оформления приборов, получены характеристики времени и точности считывания в зависимости от диаметра шкалы, формы и длины стрелок и индексов, окраски шкал и индексов, числа делений, оцифровки и пр. Исследования позволили разработать специальные номограммы, позволяющие определять те характеристики шкалы, которые наиболее приемлемы для условий восприятия в полете. В той мере, в какой это касалось общих вопросов оптимизации оформления лицевых частей индикаторов, задачи, поставленные в инженерно-психологических исследованиях (сокращение времени и повышение точности восприятия показаний отдельных приборов), были успешно выполнены.

Похожие статьи:

  1. Характеристика восприятия пилотажной информации в полете по приборам (продолжение) Различие режимов пилотирования, многообразие воздействий внешней среды, изменение в течение...
  2. Характеристика восприятия неинструментальной информации в полете Основными слагаемыми процесса пилотирования являются: восприятие информации из окружающей среды...
  3. Совершенствование системы отображения информации (СОИ) К наиболее радикальным способам совершенствования системы отображения информации (СОИ) следует...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.