Мар 06

Индивидуальный врачебный подход к норме физиологических реакций летчика на полет

На организм летчика в полете действуют многие факторы: частые изменения барометрического давления, парциального давления кислорода, гравитационных сил, перепадов температуры и др. При этом отмечается учащение сердцебиений, дыхания, повышается артериальное давление, усиливаются обменные процессы и т.п. Как правило, это не болезненное состояние, а нормальные физиологические реакции, обеспечивающие приспособление организма к необычным условиям, в которых работает летчик.

В авиационной медицине были проведены научные исследования, направленные на изучение специфических реакций организма при воздействии факторов полета. В результате получены убедительные факты, показывающие, что обычные для полета величины показателей некоторых физиологических функций соответствуют предельным сдвигам этих показателей в других видах трудовой деятельности. Физиологами труда было установлено, что при одном и том же уровне энергозатрат у летчика по сравнению с представителями наземных профессий обнаруживаются более значительные физиолого-биохимические сдвиги. Кроме того, были обнаружены специфические реакции организма летчика на несущественные, с точки зрения физической работы, нагрузки. В частности, для летной деятельности характерно увеличение частоты сердечных сокращений до 120– 150уд./мин, объема лёгочной вентиляции – до 25 л/мин и частоты дыхания до 45 цикл/мин. Подобные изменения наблюдаются на фоне полной трудоспособности. В этой связи оценка состояния организма с помощью физиологических показателей должна производиться с позиций нормы реакций. Вместе с тем норма реакций, т.е. степень функциональных изменений (функциональное напряжение) при том или ином воздействии профессиональных факторов – величина сугубо индивидуальная. Авиационному врачу очень важно знать присущие каждому летчику индивидуальные нормы физиологических реакций в различных условиях профессиональной деятельности. Они являются как бы эталоном для данного конкретного индивидуума. Если у летчика выявляются какие-либо отклонения в показателях физиологических реакций, то они могут служить первым сигналом функциональных нарушений в организме или болезненного состояния. Вот почему врачи, осуществляющие медицинское обеспечение полетов, кроме врачебной имеют специальную подготовку по авиационной физиологии, гигиене и психологии. Высокий профессиональный уровень позволяет им, принимая сложные экспертные решения, уверенно отличать физиологическую норму (приспособительные реакции на необычные условия, в которых работает человек) от болезненного процесса.

Для определения границ приспособительных реакций используется понятие компенсации. Компенсация с точки зрения медицины – это приспособление организма к новым условиям, созданным болезненным процессом, возмещение какой-либо частично или полностью утраченной функции за счет усиления и перестройки других функций. Развитие компенсаторных реакций указывает на функциональную недостаточность отдельных систем организма. При этом летчик чаще сохраняет нормальную работоспособность, но за счет чрезмерного напряжения организма.

Распознать функциональную недостаточность отдельных систем организма, т.е. начальную форму заболевания, очень трудно. Поэтому так важно своевременное выявление необычных для летчика реакций и показателей основных физиологических функций. В практике медицинского контроля за состоянием здоровья летчика норму реакции связывают с состоянием организма в данный момент, с опытом работы, профессиональными умениями, условиями, в которых выполняется задание. Собственно, в этом и состоит индивидуальный врачебный подход. Авиационный врач, осуществляя динамическое наблюдение за переносимостью летным составом различных летных нагрузок, накапливает достаточный профессиональный опыт для разработки предложений командиру по регламентации летной работы. Безусловно, кроме практического опыта им активно используются и данные науки о функциональных состояниях организма. Под функциональным состоянием понимается комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности. Наибольший интерес для авиационной практики представляют состояния работоспособности, утомления, нервно-эмоционального напряжения. Функциональные состояния организма авиационные врачи всегда связывают с рабочей деятельностью летчика, т.е. оценивают психофизиологическую готовность человека к перенесению условий труда с учетом его профессиональной выучки и индивидуальных особенностей. В результате исследований было установлено, что изменения функционального состояния в процессе деятельности имеют фазовый характер. Обычно называют пять фаз: мобилизации, врабатываемости, полной компенсации» декомпенсации и срыва.

Большое внимание при обеспечении полетов уделяется изучению состояния эмоционального напряжения, обусловленного необходимостью быть готовым к быстрым и точным осознанным действиям в усложненных условиях полета. Характерно, что при нормировании летной нагрузки, величин воздействующих факторов среды исходят из признания того факта, что физический фактор одновременно выступает и как сигнал, адресуемый к психике. Отсюда физиологические реакции организма рассматривают как результат только физических, но и психических воздействий. Другими словами, практически любое физическое воздействие на организм летчика в процессе полета адресуется к психике. Поясним это положение на примере разработки медико-биологического обоснования величины ударных ускорений, допустимых при катапультировании из самолета. Предполагалось, что физиологические реакции при катапультировании – результат влияния только физического раздражителя (ударной перегрузки) на организм. Однако было установлено, что после команды "Приготовиться" частота сердечных сокращений была гораздо выше, нежели в процессе катапультирования. В связи с этим фактом был сделан важный для практики вывод о том, что физиологические реакции являются не только результатом непосредственного воздействия на человека физических раздражителей, возникающих при катапультировании. В данном случае учащение сердечных сокращений находилось в прямой зависимости от психического состояния, вызванного предстартовым возбуждением.

Таким образом, с позиции авиационного врача, физиологические реакции летчика в процессе профессиональной деятельности используются как показатели работоспособности при условии четкого определения причин, их породивших.

Следует иметь в виду, что выраженность физиологических реакций в полете отражает уровень функциональной надежности организма, определяемый подготовленностью летчика к выполнению полетного задания. На признании данного факта основано использование ряда физиологических показателей в процессе тренировок на комплексных тренажерах самолета (вертолета) для оценки соответствия затраченных летчиком усилий сложности выполняемого вида деятельности, т.е., по существу, для оценки его подготовленности. Обычно при недостаточной подготовленности летчика высокий исходный уровень реакций сочетается с величинами физиологических показателей, значительно превышающими нормативные значения на наиболее сложных для лётчика элементах полета. Однако было бы ошибкой забывать о приоритетности показателей качества профессиональной деятельности. Вот почему объективная оценка уровня подготовленности летчика предполагает использование комплекса показателей, характеризующих различные стороны и составляющие его деятельности, в числе которых важное место принадлежит показателям выраженности физиологических реакций. В войсковых условиях можно ограничиться регистрацией показателей частоты пульса и дыхания, объема легочной вентиляции с помощью у серийно выпускаемой аппаратуры.

Похожие статьи:

  1. Основные закономерности реакций организма на действие ударных перегрузок С. А. Гозулов Влияние ударных перегрузок на организм, прежде всего,...
  2. Основные направления в исследовании влияния ударных перегрузок на организм С. А. Гозулов Проблема ударных перегрузок непосредственно связана с созданием...
  3. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.