Мар 06

Индикаторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ)

Наиболее широкие возможности для реализации перспективных способов оптимизации СОИ представляют индикаторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ). Эти индикаторы постепенно входят в обиход. Если в недалеком прошлом единственным индикатором на ЭЛТ был радиолокационный прицел, то сейчас на военных самолетах США внедрены индикаторы на лобовом стекле (ИЛС), сочетающие пилотажную и прицельную информацию, а также индикаторы вертикальной и горизонтальной обстановки, вытесняющие обычные электромеханические пилотажно-навигационные приборы.

Рис. 1. Виды представления информации на индикаторах фирм Elliot (а), Specto (б), CSF (в):

1, 12 – шкала скорости; 8, 17 – цифровой указатель скорости; 2, 7, 13 – метки и цифры угла тангажа; 3, 23, 26 – шкала курса; 4, 9, 14 – символ самолета; 5, 11 – шкала вертикальной скорости; 6, 18 – указатель угла атаки; 10, 21 – цифровой указатель высоты; 15 – метки угла крена; 16, 20, 22 – линия искусственного горизонта; 19, 24, 25 – командные метки; 27 – индекс отклонения от курса; 28 – шкала высоты

Применение ЭЛТ позволяет сделать индикаторы многофункциональными, чрезвычайно гибкими. Их несомненными преимуществами являются: максимальная интеграция информации, выдача необходимой информации в зависимости от режима полета, возможность совмещения символического кода с телевизионным и радиолокационным изображением внекабинных объектов, широкие возможности по выбору вида и формы представления информации. Характерно, что на первых порах широкого обсуждения в печати возможности использования индикаторов на ЭЛТ больше всего внимания уделялось пропаганде идеи визуализации полета, которую, казалось, эти индикаторы помогут реализовать. Обсуждались так называемые аналоги визуального полета, изображения типа «дороги в небо», телеизображения внешнего пространства. Считали, что внедрение индикаторов на ЭЛТ принципиально изменит способ представления информации и, следовательно, структуру действий летчика, сблизив тем самым полет по приборам с визуальным полетом. Однако уже сегодня ясно, что с помощью ЭЛТ не может быть заменена та реальная визуальная картина, которая открывается взору летчика непосредственно через стекло фонаря кабины. Кроме того, пилотирование современного самолета требует использования количественной информации. Эти два обстоятельства, по-видимому, обусловили использование тех же принципов кодирования информации, что и на традиционных электромеханических приборах. Однако форма кодирования пилотажных параметров на ЭЛТ отличается от традиционных (рис. 1). Так, основная пилотажная информация выдается не на круглые, а на вертикальные и горизонтальные шкалы, широко используются счетчики, при смене режимов работы индикаторов меняются масштабы шкал, шкала одного параметра нередко заменяется шкалой другого и т.д. Если все эти особенности благоприятны с точки зрения компоновки СОИ, то с точки зрения человеческого фактора их целесообразность далеко не очевидна. Например, пилотирование по электронному индикатору, на котором информация о скорости и вертикальной скорости была представлена в виде подвижных вертикальных шкал, а высота индицировалась счетчиком, сопровождалось нарушением ранее выработанных сенсомоторных навыков, снижением точности управления. Имеются данные об отрицательном влиянии на деятельность летчика изменения масштабов шкал пилотажных параметров при смене режимов работы индикатора: изменение масштабов приводило к увеличению времени считывания показаний (на 25 %) и появлению ошибок считывания. Таким образом, целесообразность внедрения индикаторов на ЭЛТ не исключает необходимости психологического обоснования принципов и формы представления информации.

Таблица 21. Сравнение характеристик действий летчика при пилотировании по индикатору вертикальной обстановки (ИВО) и штатным приборам (ПД)

Анализируемые показатели

Тип системы отображения информации

ИВО

ПД

Вероятность выхода параметров за пределы допуска:

Крен

0,07

0,07

Вертикальная скорость

0,04

0,05

Уровень нервно-эмоционального напряжения (отн.ед)

0,8

1,0

Величина расхода рулей (усл.ед)

12

11

Выбор формы представления пилотажных сигналов на ЭЛТ с учетом психофизиологических закономерностей сенсорных, моторных и умственных составляющих навыка пилотирования: замена счетчиков шкалами, использование неподвижных шкал поступательной и вертикальной скорости, соблюдение преемственности оформления основных элементов шкал (положения нулевых отсчетных точек, знака отклонения от них) – обеспечил повышение эффективности взаимодействия летчика с электронным пилотажным индикатором (табл. 21).

Похожие статьи:

  1. Психологический анализ причин ошибок и затруднений летчика при несигнализированых отказах основных пилотажно-навигационных приборов Отказ любого пилотажно-навигационного прибора создает опасную ситуацию и поэтому относится...
  2. Визуализация полета Завершая психологический анализ направлений развития средств отображения информации (СОИ), рассмотрим...
  3. Индикатор на лобовом стекле Наиболее перспективным является индикатор на лобовом стекле. Он представляет собой...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.