Мар 06

Индикатор на лобовом стекле

Наиболее перспективным является индикатор на лобовом стекле. Он представляет собой специальный полупрозрачный экран, устанавливаемый перед передней частью остекления кабины на уровне головы летчика. Сквозь этот экран летчик видит внекабинное пространство, и на него же проецируется помощью специальной оптики информация о параметрах движения самолета, необходимая для пилотирования на данном режиме полета.

Индикация на лобовом стекле используется для облегчения летчику получения информации на тех режимах полета, где отвлечение на обзор внекабинного пространства создает предпосылки для пропуска важной пилотажной информации, потери пространственной ориентировки, ориентировки на местности. При выполнении многих заданий летчику приходится на сложных ответственных этапах полета пилотировать частично по приборам, частично с использованием наземных ориентиров. Направление взгляда и фокусировка глаз летчика при этом непрерывно меняются, создаются два поля обзора и два значимых, пространственно разнесенных объекта внимания. В таких условиях процессы восприятия и переработки информации более эффективны при совмещении двух полей обзора.

При использовании индикации на лобовом стекле летчик смотрит на землю и одновременно видит шкалы пилотажных и навигационных параметров. Эти шкалы фокусируются на бесконечность. Летчику не нужно переводить взгляд в кабину и адаптировать глаза к новым значениям освещенности и дальности до объектов наблюдения (приборов). Таким образом, индикаторы на лобовом стекле повышают возможность летчика сосредоточить внимание на обзоре внекабинного пространства с одновременным наблюдением за изменением нужных параметров.

Как видно из табл. 22, благодаря ИЛС действительно повысилась эффективность действий летчика в полете на малой высоте – точность выдерживания параметров полета и вероятность обнаружения наземных объектов, при этом отмечены благоприятные изменения структуры сбора информации (табл. 23).

Таблица 22. Показатели качеств действий в полете на малой высоте

Индикатор

Вероятность опасных отклонений, %

Процент обнаруженных целей

по высоте

по вертикальной скорости

Обычная приборная доска

24

8

74

ИЛС

7

0

80

Таблица 23. Сравнение показателей структуры сбора информации при использовании двух типов индикаторов

Индикатор

Число переводов взгляда между приборной доской и внекабинным пространством

Суммарная длительность фиксаций взгляда вне кабины, %

Продолжительность фиксаций, с

вне кабины

на приборной доске

Обычная приборная доска

30

54

2

1,7

ИЛС

8

90

6,7

1,6

Вместе с тем показано, что совмещение в одном поле зрения естественной и инструментальной информации требует ограничения количества индицируемых на ИЛС параметров. В табл. 24 приводятся результаты эксперимента, который позволил доказать, что для надежности восприятия не безразлично, на каком фоне предъявляется информация (на фоне изображения наземных ориентиров или без такового), и что эффективность взаимодействия летчика с ИЛС зависит от степени насыщенности лицевой части индикатора: чрезмерное насыщение информативными единицами (более 5) оказывает отрицательное влияние на надежность восприятия (увеличиваются время восприятия и число ошибок).

Таблица 24. Качество восприятия двух видов лицевой части ИЛС

Показатель качества — восприятия

Восприятие на нейтральном фоне

Восприятие на фоне ориентиров

Простая лицевая часть (3–5 параметров)

Сложная лицевая часть (6–9 параметров)

Простая лицевая часть

Сложная лицевая часть

Латентное время оценки показаний), с

1,34

2,07

1,76

2,19

Процент пропущенных ориентиров

-

4

6

31

Итак, эффективность использования ЭЛТ в качестве основных средств индикации пилотажно-навигационной информации во многом зависит от психологически обоснованного выбора объема информации и формы ее представления.

Похожие статьи:

  1. Полеты на малых высотах Полет на малой высоте имеет специфические психологические особенности. Важнейшая, принципиальная...
  2. Индикаторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) Наиболее широкие возможности для реализации перспективных способов оптимизации СОИ представляют...
  3. Система автоматического управления (САУ) – основные моменты Прежде всего, следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, полная...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.