Мар 01

Иллюзии пространственного положения

Под иллюзиями пространственного положения понимаются ложные представления о положении самолета в пространстве. Их возникновение связано с условиями, при которых затрудняется нормальное функционирование одного или нескольких анализаторов. Чаще всего это отмечается при появлении необычных зрительных и вестибулярных раздражителей. Так, зрительные иллюзии возникают вследствие затруднений в функционировании зрительного анализатора при некоторых необычных для земных условий воздействиях на зрение. Например, в полете ночью над морем во время штиля звезды и луна отражаются в воде так, что летчик не может различить истинные и отражаемые объекты. Это в ряде случаев ведет к возникновению иллюзии пространственного положения (перевернутого полета). При восприятии ночью огней поселка, расположенного на склоне горы, у летчика в горизонтальном полете может возникнуть иллюзия ложного горизонта. К зрительным иллюзиям относится и так называемая аутокинетическая иллюзия, которая заключается в том, что неподвижный источник света кажется перемещающимся.

Большая группа иллюзий возникает в полетах по приборам, когда летчик хотя бы на короткое время лишается возможности контролировать приборы пространственного положения (прежде всего авиагоризонт). Если во время отвлечения от приборов самолет начинает медленно менять свое угловое положение относительно земли, то возникающие при этом неинструментальные сигналы недостаточны, чтобы летчик их ощутил (например, угловые ускорения меньше 2°/с2 являются под пороговыми). Характер пространственных ощущений может изменяться и по другим причинам, скажем, вследствие изменения положения тела в кабине при работе с радиостанцией, переключении тумблеров и т.д. В результате может оказаться, что летчик, возвратясь к авиагоризонту, увидит на нем крен, а ощущать этот крен не будет.

Многие иллюзии пространственного положения объясняются ложными вестибулярными ощущениями. Чаще всего вестибулярные иллюзии проявляются в ощущении перемещения самолета после прекращения этого перемещения. Наиболее часто возникают такие иллюзии, как иллюзии крена, противовращения, прямолинейного полета при фактическом развороте, кабрирования или пикирования, реже – иллюзии перевернутого полета. Иллюзия крена характеризуется появлением у летчика ощущения полета с креном до 60–70° и более, тогда как авиагоризонт указывает на его отсутствие. Известно, что при вводе самолета в крен у летчика может возникать адекватное (соответствующее эволюции самолета) ощущение кренения, проявляющееся при угловом ускорении самолета более 1,5–2°/с2, длящемся не менее 1–2 с. При уменьшении угловой скорости самолета возникает отрицательное угловое ускорение (ускорение торможения). Если оно превышает 2 /с2, то при определенных условиях вновь появляется ощущение кренения, но уже не соответствующее действительному положению самолета (ложное).

Иллюзии противовращения чаще всего возникают при плавном вводе в крен с последующим резким торможением угловой скорости вращения самолета вокруг продольной оси. Таким образом, иллюзия противовращения является закономерным ощущением, отражающим воздействие отрицательного ускорения. Однако при отсутствии зрительной информации (отвлечении от приборов пространственного положения) эти ощущения формируют образ полета, не адекватный фактическому изменению пространственного положения.

Иллюзия кабрирования связана с выполнением разворота. Равнодействующая сил при этом проходит вдоль тела летчика и воспринимается как перегрузка по направлению голова – таз. Отсюда возникает ложное ощущение кабрирования.

Возникновению иллюзий способствуют, таким образом, обычные условия полета, поэтому практически все летчики знакомы с иллюзорными ощущениями.

Следует различать два вида отношения летчика к иллюзиям пространственного положения. В одном случае летчик принимает ложное представление (иллюзию) за истинное. Такое отношение может возникнуть, если летчик почему-либо не проконтролировал приборы и не обнаружил противоречий между ощущениями и показаниями приборов (или пренебрег показаниями, поверив ощущениям). Такая иллюзия – сравнительно редкое явление для подготовленного летчика. Она возможна у летчика с малым опытом полетов по приборам в новых для него условиях ночного полета в облаках. Поскольку в данном случае летчик верит иллюзии, постольку он обязательно совершает грубые ошибочные действия.

В другом случае летчик на основании показаний приборов убеждается, что ощущение (иллюзия) является ложным. Он знает, как надо действовать, но испытывает затруднения, так как ложные ощущения мешают ему управлять.

Иллюзорные ощущения может испытывать летчик любой квалификации. Так, в статье И. Качоровского, выдержки из которой приведены выше, описан разговор автора с опытным летчиком-испытателем, который признавался, что он всю жизнь в облаках "летает вверх ногами", но привык к этому – и управляет согласно разуму и приборам, вопреки ощущению.

Причины иллюзорных ощущений – в необычности воздействий воздушной среды на человека, чьи ощущения приспособлены к земным условиям. Их возникновение не есть свидетельство неподготовленности или ослабленного здоровья летчика. Даже у очень опытного и совершенно здорового летчика они обязательно будут возникать при определенных воздействиях среды. При понимании причин иллюзорных ощущений и спокойном отношении к их появлению летчик, подготовленный к пилотированию по приборам, способен действовать правильно, основываясь на показаниях приборов.

Иллюзии возникают чаще на тех этапах приборного полета, когда летчик на некоторое время отвлекается от контроля пространственного положения по показаниям авиагоризонта, вариометра, высотомера. Это отвлечение нередко вынужденное: для приборного полета вообще характерна прерывистость, дискретность восприятия информации от приборов. Даже на отдельных участках посадочной прямой перерывы в восприятии показаний авиагоризонта – основного прибора, прямо указывающего пространственное положение самолета, – достигают 8–10 с. При выполнении полетов на боевое применение (полеты в качестве ведомого, оперирование с радиолокационным прицелом, пультами управления оружием и др.) дискретность восприятия показаний авиагоризонта еще более увеличивается. Этого времени вполне достаточно для появления ощущений, не соответствующих образу пространственного положения, т.е. представлению летчика о положении самолета в пространстве, сформированному по показаниям приборов.

Следует иметь в виду, что особенно часто иллюзии возникают у ведомых при полетах в облаках в сомкнутом строю. Казалось бы, ориентируясь по самолету ведущего, ведомый летчик практически постоянно получает зрительную информацию о положении своего самолета в пространстве. Однако дело в том, что, видя самолет ведущего, ведомый не знает его истинного положения, а, следовательно, и положения своего самолета. Эта неопределенность может привести к утрате ведущей роли зрения в пространственной ориентировке под влиянием ощущений на основе сигналов от других органов чувств.

Как же бороться с иллюзиями? В первую очередь летчик должен заставить себя сосредоточить внимание на пилотажных приборах, особенно на авиагоризонте, а если появится сомнение в его показаниях, сличить их показаниями других пилотажных приборов. Вера в показания приборов – основное условие преодоления иллюзий.

Для предупреждения возникновения иллюзий большую роль, играют тренировки на тренажерах и в полете (особенно под шторкой) в целях воспитания умения рационально распределять внимание по приборам и формировать образ пространственного положения самолета. Уменьшению перерывов в восприятии пространственного положения самолета по приборам способствует совершенствование приемов и навыков работы с радионавигационным, прицельным оборудованием и т.п. Наконец, для предупреждения нарушений пространственной ориентировки при переходе от ориентировки непосредственной к опосредованной, т.е. от визуального полета к приборному, следует соблюдать следующие правила: заранее, до входа в облака, перейти на пилотирование по приборам; при полете в облаках, имеющих разрывы, все время пилотировать самолет по приборам, не пытаясь разглядеть землю в просветах.

Похожие статьи:

  1. Продолжительность иллюзии (Изучение взаимодействия анализаторов и разработка мер профилактики вестибулярных расстройств. —...
  2. Повышение наглядности индикации пространственного положения и положения самолета Особую актуальность имеют работы, направленные на повышение наглядности индикации пространственного...
  3. Психологический анализ причин ошибок и затруднений летчика при несигнализированых отказах основных пилотажно-навигационных приборов Отказ любого пилотажно-навигационного прибора создает опасную ситуацию и поэтому относится...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.