Мар 06

Физиологические реакции – оценка готовности летчика к предстоящей деятельности

Логическим продолжением оценки готовности летчика к предстоящей деятельности является определение соответствия физиологических затрат сложности деятельности.

В одной из серий экспериментов исследовались изменения физиологических показателей в зависимости от сложности управления самолетом. Сложность управления зависела от режима управления (ручной – более сложный). Полученные результаты исследования (табл. 16) показали, что каждому уровню сложности деятельности соответствуют определенные сдвиги в измеряемых параметрах состояния организма.

Таблица 16. Физиологические реакци летчиков в зависимости от режимов

управления (усредненные данные)

Показатель

Ручное управление

Директорное управление

Прирост частоты сердечных сокращений, уд./мин

33

25

Частота дыхания, цикл/мин

27

22

Приведенные в табл. 16 данные свидетельствуют о том, что физиологические показатели отражают степень сложности выполнения задания. Не менее важной является задача определения эмоциональной устойчивости летчика в аварийных условиях.

Эмоциональные реакции принято рассматривать как приспособительные акты. Суть их состоит в том, что они помогают человеку быстрейшим образом определить полезность или вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций. Однако формы и виды эмоциональных реакций не могут быть полстью обусловлены характером воздействующих факторов (условий), этому под эмоциональной устойчивостью следует понимать прежде всего способность человека отвечать на экстремальные воздействия таким изменением эмоционального состояния, которое приводит не к уменьшению, а к увеличению работоспособности. Если о возникновении эмоционального состояния можно судить по физиологическим показателям, то для оценки его влияния на работоспособность летчика необходим анализ содержания деятельности.

Остановимся на результатах исследований эмоциональной устойчивости летчиков при отказах автопилота.

При исследованиях была поставлена цель – установить связь между опытом (обученностью) летчика и функциональной устойчивостью его организма к аварийным ситуациям. При этом был разграничен эффект воздействия ожидаемого отказа и внезапно возникшего отказа. Для этого одновременно, в одном и том же полете, были зарегистрированы физиологические реакции у испытуемого летчика и инструктора (Табл. 17).

Таблица 17. Сравнение физиологических реакций летчиков при отказах автопилота в зависимости от информированности об отказе (усредненные данные)

Исследуемые группы

Анализируемые показатели

Частота сердечных сокращений, уд./мин

Частота дыхания, цикл/мин

Инструкторы(информированные об отказах)

87

24

Испытуемые (неинформированные об отказах)

122

30

Из таблицы видно, что у тех лиц, которые не были осведомлены о задачах полета, а были настроены на выполнение данного им задания, внезапный отказ вызвал сильное эмоциональное переживание угрозы.

В табл. 18 приводятся данные, характеризующие уменьшение напряженности у летчика по мере приобретения им опыта.

Поскольку испытуемое в процессе исследования встречались с отказами неоднократно, степень их информированности возрастала. Кроме того, положительный опыт ликвидации последствий первого отказа способствовал формированию у летчиков убеждения в своей способности обеспечить безопасность полета. Все это свидетельствует о том, что хотя последующие отказы для испытуемого и сопровождались теми же физическими воздействиями, что и первый, но психологический смысл отказов изменился. Повторные отказы так быстро диагностировались, что потребность в значительных эмоциях как "катализаторе" мобилизационных ресурсов практически отпала.

Таблица 18. Динамика частоты сердечных сокращений и дыхания по мере приобретения опыта (усредненные данные)

Условия регистрации

Частота сердечных сокращений, уд./мин

Частота дыхания, цикл/мин

Перед полетом

88

16

Первый отказ

116

24

Пятый отказ

96

20

Полезные для практики выводы из проведенных экспериментов состоят в доказательстве следующего положения уровень физиологических показателей в ситуации психологического стресса зависит от индивидуальных особенностей летчика, от готовности действовать в опасной ситуации.

Похожие статьи:

  1. Физиологические реакции – зависимость эмоциональных реакций летчиков в ситуациях различных отказов техники Нам представляется целесообразным остановиться еще на одном положении, имеющем значение...
  2. Психологический анализ причин ошибок и затруднений летчика при несигнализированых отказах основных пилотажно-навигационных приборов Отказ любого пилотажно-навигационного прибора создает опасную ситуацию и поэтому относится...
  3. Действия летчика при отказах системы автоматического управления (САУ) при заходе на посадку Ранее при рассмотрении особенностей деятельности летчика при использовании инструментальных способов...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.