Фев 28

Деятельность летчика в системе «летчик – самолет – среда»

Еще пример. Исследуются последствия отказа, внимательно следит испытатель за поведением самолета, за сигнализацией отказов системы или прибора. Сигнализаторы своевременно срабатывают, получено положительное заключение об их качестве. И вдруг в реальном полете профессионально подготовленный летчик действует с опозданием. Оказывается, когда летчик занят другой работой, эти сигнализаторы не замечаются, т.е. сигнализация надежна сама по себе, но не в системе "летчик – самолет – среда". Условия, в которых испытывалась сигнализация даже при введении реального отказа, не соответствовали психологическому содержанию деятельности летчика в критических условиях.

Задача испытателя отнюдь не в "вытягивании" сырой идеи или малоудавшегося инженерного решения, а в отыскании скрытых погрешностей проектирования. Социальная "технология" его работы состоит в раскрытии человеческого фактора (Человеческий фактор – трудности в управлении самолетом и во взаимодействии с его оборудованием, характерные для всех летчиков и обусловленные несогласованностью технических характеристик самолета и оборудования с психологическими характеристиками человека) при создании нового летательного аппарата.

Здесь уместно будет отметить, что летчик-испытатель имеет дело с результатами научно-технической революции (НТР). Именно поэтому важен не только его профессиональный уровень, но и мировоззренческий, ибо НТР всегда затрагивает главную производительную силу – человека: Прогресс техники должен им осмысливаться не сам по себе, а в единстве с человеческой деятельностью и активностью, с учетом тех социальных последствий, которые привносит техника в обучение кадров, эксплуатацию, обслуживание, управление данной техникой. Ибо в конечном счете НТР в авиации должна создавать возможность летчику, экипажу повысить эффективность выполнения боевых задач при сохранении здоровья и работоспособности. Вот почему летчик-испытатель должен дать не только инженерную, но и психологическую оценку тех новшеств, которые привносят в деятельность летчика особенности аэродинамики, большие скорости, автоматизация и т.д.

К примеру, изменение аэродинамических характеристик в полете или несоразмерные усилия на ручке управления затруднят выработку автоматизированных навыков, потребуют для выполнения обычных рефлекторных действий дополнительного внимания. Использование пилотажных приборов, выполненных в виде счетчиков, затруднит прогноз предстоящего изменения режима, что приведет к ухудшению координации движений. Автоматизация управления самолетом видоизменяет содержание переработки информации, так как выключается двигательный анализатор из системы анализа поступающей информации. В результате обедняется пространственное представление о режиме полета, летчик становится менее активным, что может отрицательно сказаться на безопасности полета. Все это должно осмысливаться на испытаниях, оцениваться с социальной точки зрения. Все недоделки из-за недостаточной компетентности летчика-испытателя впоследствии ложатся тяжелым грузом на строевого летчика.

Похожие статьи:

  1. Моральные устои летчика-испытателя Прежде всего, надо всегда помнить, что летчик-испытатель начинается с летчика,...
  2. Такая у нас работа – учить самолеты летать В настоящее время происходят принципиальные изменения во взаимоотношениях между "чувственной...
  3. Социальный портрет летчика-испытателя В процессе становления летчика-испытателя как профессионала ощущение свободы действий, которая...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.