Дек 16

Воздействие различных факторов окружающей среды на человека в полете

Н. В. Hale Human Factors Jet and Space Travel,

1961, pp. 24–40 New York Ronald Press C°

Статья носит обзорный характер, в которой автор пытается показать связь между окружающей средой и физиологическими функциями человека. Естественная среда – это сложный комплекс динамических факторов: давления, влажности, температуры, сил тяготения, электромагнитных волн, солнечной радиации. По мнению автора, еще недостаточно уделяется внимания изучению проблем комбинированного влияния различных факторов среды на организм человека в полете. Усилия врачей и инженеров должны быть направлены на создание защитных средств, учитывающих все многообразие факторов атмосферы, которые по-разному проявляют свое действие в зависимости от высоты и скорости полета.

При катапультировании на больших высотах летчик помимо перегрузок будет подвергаться воздействию низкой температуры и сильных воздушных потоков. Параметры этих факторов, взятых в отдельности, не являются опасными для человека, однако в совокупности они могут вызвать неблагоприятные последствия.

Изменения окружающей температуры воздуха могут увеличить гипоксию. При охлаждении скорость метаболических процессов возрастает, поэтому тканям потребуется больше кислорода. С другой стороны, когда исключена гипоксия, падение барометрического давления оказывает благоприятное влияние на человека, находящегося в условиях повышенной окружающей температуры, потому что становится более эффективным процесс потоотделения. Холодная среда предрасполагает к дисбаризму. Высокая температура усугубляет болезнь укачивания и уменьшает устойчивость к перегрузкам.

Естественная среда в ионосфере или экзосфере имеет свои особенности воздействия на человека. Низкая плотность воздуха значительно снижает теплопроводность, поэтому физиологическая реакция человека на крайне высокие температуры в этих условиях отличается от реакции его в наземных условиях.

Температурный фактор становится весьма важным для сверхзвуковых самолетов с точки зрения проблемы «теплового барьера». Математически вычислено, что температура в пограничном слое крыла с увеличением скорости значительно возрастает и при М=10 она достигает 5000° С. Несомненно, что при таких параметрах будет происходить и нагревание металлической структуры самолета, а, следовательно, и повышение температуры внутри кабины.

Воздействие инфракрасной радиации солнца на человека имеет также свои особенности. Коротковолновая часть инфракрасного излучения легко проходит через фонарь самолета и поглощается твердыми предметами кабины, включая тело человека и его одежду. Человек и окружающие предметы отдают тепло уже в виде длинноволновой части инфракрасного излучения, которую не пропускает фонарь самолета.

Возможность попадания озона в большой концентрации в кабину на высотах 26 000 м при работе компрессоров мало вероятна, так как образующаяся высокая температура разрушает его.

В статье приведена систематизированная таблица переносимости человеком различных ускорений.

А. Мнациканьян

Похожие статьи:

  1. Физиологические и инженерные требования к сверхзвуковому транспорту при М=13 J. N. Waggoner Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N 3,...
  2. Температурный режим в кабине самолета Как уже указывалось, поддержание определенного температурного режима – одно из...
  3. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.