Окт 22

Вестибулярная устойчивость

(Вестибулярная устойчивость в условиях повышенной температуры окружающего воздуха. — Э. В. Лапаев).

Известно, что действие на человека ряда факторов полета приводит к изменению реактивности организма и, в частности, может снизить его устойчивость к укачиванию.

Впервые русские морские врачи Я. И. Трусевич (1887) и П. Н, Пыпин (1888) наблюдали увеличение числа лиц, страдающих укачиванием при плавании в южных морях. Они отмечали также, что морская болезнь в этих случаях протекает в более выраженной форме.

Позднее на уменьшение степени выраженности болезни движения под влиянием свежего холодного воздуха указывали Брукс (1939), Армстронг (1945) и др. Изменение устойчивости к качанию на качелях в условиях повышенной температуры (36–40°) наблюдал Хемингуэй (1946), который, однако, не сделал окончательных заключений ввиду незначительного числа лиц, принимавших участие в эксперименте (11 человек). В последующие годы в доступной литературе не встречалось работ, направленных на выявление динамики вестибулярной устойчивости при высоких температурах. В то же время особенности дислокации авиации в условиях жаркого резко континентального климата заставляют обратить (внимание на практическую значимость вопроса, посвященного изучению влияния на организм человека высоких температур окружающего воздуха.

Цель настоящей работы – изучение состояния вестибулярной устойчивости в условиях высоких температур.

Различные параметры температур окружающего воздуха (от 20 до 50°) создавались в термобарокамере ТБК-2, скорость движения воздуха в которой не превышала 0,1–0,2 м/сек, а относительная влажность поддерживалась в пределах 55–80%. В этих условиях испытуемые, одетые в летный комбинезон, находились в течение часа.

Для создания угловых ускорений и ускорений Кориолиса использовалось вмонтированное в ТБК-2 электровращающееся кресло с дистанционным управлением. Определение вестибулярной устойчивости осуществлялось с помощью метода непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса (НКУК), описанного С. С. Маркаряном, Е. М. Югановым, И. А. Сидельниковым (1966). Оценка степени вестибулярной устойчивости проводилась в соответствии с классификацией, предложенной этими же авторами. Согласно этой классификации, к нулевой группе относятся обследуемые, переносящие воздействие ускорений Кориолиса без вегетативных расстройств в течение 15 мин и более, к 1-й группе – от 10 до 15 мин, ко 2-й – от 5 до 10 мин, к 3-й – от 2 до 5 мин и к 4-й – менее 2 мин.

В опытах участвовало 42 испытуемых в возрасте 18–40 лет, признанных ВЛК годными к летной работе.

Данные, полученные в экспериментах, проводившихся при температуре 20° и относительной влажности от 55 до 80%, рассматривались как фоновые.

Результаты фоновых исследований показали, что все испытуемые по степени их вестибулярной устойчивости распределились следующим образом: нулевая группа – 19 человек, первая – 5 человек, вторая–11 человек, третья – 6 человек, четвертая – 1 человек. Приведенные данные показывают, что самой малочисленной – была четвертая группа. Это объясняется предварительным вестибулярным отбором на врачебно-летной комиссии.

Изучение вестибулярной устойчивости при часовом воздействии температуры окружающего воздуха 30–35° и относительной влажности 60–80% проводилось с участием 20 испытуемых. Было отмечено, что указанная температура не оказывает какого-либо влияния на их вестибулярную устойчивость.

В 34 опытах с воздействием температуры 40–45° при относительной влажности 60–80% участвовало 32 испытуемых. При данных условиях значительно возрастает количество лиц, у которых наблюдается снижение вестибулярной устойчивости.

Наконец, часовое воздействие температуры окружающего воздуха 50° и относительной влажности от 55 до 70% привело к снижению вестибулярной устойчивости у 12 испытуемых, при этом у 7 лиц были выявлены скрытые формы неустойчивости.

Полученные данные прежде всего экспериментально подтверждают эффективность некоторых новых путей и направлений в системе вестибулярного отбора и тем самым расширяют возможности прогнозирования вестибулярной устойчивости в полете. Они показывают, что вестибулометрия на фоне измененной реактивности организма может быть перспективным методом определения скрытых форм вестибулярной неустойчивости.

Основу существующих в настоящее время методов вестибулометрии (купулометрия, отолитовая реакция, укачивание и т. д.) и путей их совершенствования составляет действие на организм адекватных вестибулярных раздражителей, различных по характеру и экспозиции. Такой подход позволяет установить преимущественную значимость роли какого-либо момента, определяющего вестибулярную устойчивость (пороги чувствительности, особенности взаимодействия анализаторов, суммация нервных процессов и т. д.). Профессиональная вестибулометрия на фоне изменённой реактивности организма дает возможность оценить вестибулярную устойчивость в зависимости от большинства указанных моментов. Эффективность такого подхода будет зависеть от характера дополнительной функциональной нагрузки. Очевидно, например, что при избранном частном случае (НКУК на фоне гипертермии) количественно и качественно изменяются: пороговая возбудимость вестибулярного анализатора, процессы суммаций нервных импульсов при кумуляции раздражителей, взаимодействие вестибулярной и других анализаторных систем, характер корково-подкорковых взаимоотношений, а также состояние функции центральных и периферических образований эффекторных звеньев вестибуловегетативных рефлексов.

Гипертермические состояния, по-видимому, приводят в основном к изменению функционального взаимодействия анализаторных систем: изменяют корково-подкорковые взаимоотношения и особенности процессов суммации нервных импульсов на кумулятивное действие вестибулярных раздражений.

Анализ полученных материалов позволяет сделать заключение о необходимости изменения путей развития профессиональной вестибулометрии, целесообразности применения соответствующих приемов на фоне измененной реактивности организма. Прежний подход позволял судить о некоторых сторонах вестибулярной устойчивости летчика, пребывающего в комфортных лабораторных условиях, В полете же летчик оказывается в условиях, которые изменяют его реактивность и либо повышают, либо понижают резистентность, в том числе и вестибулярную устойчивость; Если не учитывать этого обстоятельства, прогнозирование по результатам, лабораторной вестибулометрии не может быть достаточно эффективным. Эти соображения и данные, полученные на основании результатов проведенных исследований, как раз и должны составить основу нового подхода к профессиональной вестибулометрии. Применительно к отбору летного состава в авиацию это означает, что необходимый эффект может быть достигнут разными способами. Например, при отборе к условиям пребывания летного состава, связанным с повышением температуры в кабине или необходимостью работы в жарком климате, в качестве дополнительной функциональной нагрузки могут быть избраны гипертермические состояния.

Полученные материалы позволяют сделать следующие выводы.

— Повышенная температура окружающей среды вызывает изменение функционального состояния вестибулярного аппарата и снижает устойчивость организма к воздействию ускорений.

— Действие на человека непрерывной кумуляции ускорений, проводимое на фоне гипертермических состояний, является эффективным методом выявления скрытых форм вестибулярной неустойчивости.

— Воздействие на организм человека в течение часа температуры 30° при относительной влажности от 55 до 80% не снижает переносимость ускорений Кориолиса.

— Первичные эффекты снижения вестибулярной устойчивости наблюдаются три действий температуры 40° С независимо от относительной влажности.

— Для выявлений скрытых форм вестибулярной неустойчивости целесообразно использовать воздействие температуры от 45 до 50° С в течение часа.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Температурный режим в кабине самолета Как уже указывалось, поддержание определенного температурного режима – одно из...
  3. Физиологические и инженерные требования к сверхзвуковому транспорту при М=13 J. N. Waggoner Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N 3,...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.