Дек 17

Утомление экипажей реактивных самолетов

La presse medicale, 1961, v. 69, N 24, pp. 1104–1106

Медицинское изучение утомления экипажей четырехмоторных реактивных самолетов проводилось в июне 1960 г. После нескольких месяцев регулярных полетов на самолетах Боинг-707 у всех членов экипажей появились признаки утомления такого же характера, как и после длительной работы на обычных поршневых самолетах.

При клиническом обследовании проводились измерения артериального давления, рефлекторных реакций, частоты пульса, уточнялся возраст исследуемого и налет часов на поршневом и реактивном самолете. Выполнялись биохимические анализы крови и мочи на содержание гормонов надпочечников, натрия, калия и креатинина. Физиологическое исследование осуществлялось с помощью электронного реотома Плювена и Гийо.

При офтальмологическом исследовании определялась возможность конвергенции и дивергенции, чтобы иметь суждение о нервном и мышечном утомлении глаз. Изучалось также бинокулярное зрение, и измерялся «punctum proximum» конвергенции.

Исследования проводились до полета, в полете, перед повторным вылетом, при повторном полете и по окончании его.

Обследовано 136 человек летного состава. Из них: 13 командиров кораблей (средний возраст 46 лет), 38 членов экипажа (вторые пилоты, штурманы, радисты, механики, средний возраст 39 лет), 45 человек представителей коммерческой авиации (мужчины, средний возраст 31 год), 24 стюардессы (средний возраст 26 лет), а также 7 врачей для сравнения из группы обследующих, сопровождавших летный состав (средний возраст 40 лет). Эксперименты проводились с одними и теми же испытуемыми несколько раз подряд при неоднократных полетах, следовавших один за другим, что позволило уточнить фактор нарастания утомления.

Результаты, полученные после обследования, сопоставлялись с данными двух контрольных групп. В одну из групп входило 14 мужчин спортсменов. Вторая контрольная группа состояла из 10 женщин, не спортсменок в возрасте 25 лет. Результаты этой группы сравнивались с данными, полученными при обследовании стюардесс. Обследование проводилось при полном покое, но в состоянии бодрствования в течение 3 дней.

Исследования показали, что наиболее резко выраженное утомление имеет место у летного состава реактивных самолетов. Оно, естественно, гораздо больше, чем у летчиков, летающих на обычных самолетах. Физиологические нарушения наблюдались как со стороны эндокринной системы, так и обмена веществ. Имелись нарушения мышечного равновесия, конвергенции и нейромышечной возбудимости. Восстановление нормального состояния после утомления у летчиков, летающих на реактивных самолетах,         наступало гораздо медленнее, чем у летчиков, летающих на обычных самолетах, хотя время отдыха было одинаковым.

При полете на реактивных самолетах наблюдалось понижение максимального кровяного давления и повышение минимального, а на обычных самолетах оно изменялось незначительно. Биохимический анализ крови показал увеличение содержания натрия и уменьшение калия; в моче – уменьшение концентрации гормонов (17-кетостероидов и 17-гидроксикортикостероидов), а также креатинина, что свидетельствует об угасании надпочечников. В большей степени это выражено у пилотов и командиров кораблей, ответственность и напряженность у которых выше по сравнению с остальными членами экипажа. Более значительные изменения в нейромышечной возбудимости при электрическом раздражении были после полетов на реактивных самолетах. Восстановление функции наступало позже, чем при полетах на обычных самолетах. Изменения , мышечного равновесия после полета полностью соответствуют результатам, полученным при изучении нейромышечной возбудимости.

Причинами утомления летчиков в результате многочисленных воздействий в полете являются физиологические, психологические или психосоматические факторы.

С. Комшалюк

Л. Борева

Похожие статьи:

  1. Влияние перегрузок на организм летчика Повышенные маневренные характеристики самолета и увеличение сложности и числа вариантов...
  2. Определение конвергенции и аккомодации Исследование конвергенции дополняет и уточняет экспертизу двигательной функции глазных мышц....
  3. Ошибки летчиков как результат психических состояний – начало Понятие психического состояния включает все то, что в данный отрезок...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.