Окт 22

Условия гипоксии

(Укачивание в условиях гипоксической гипоксии. — С. С. Маркарян, И. А. Сидельников)

Бурно развивающаяся современная авиация ставит перед лабиринтологами все новые задачи по разработке профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов.

Данные экспертизы показывают, что существующие методы исследования функции вестибулярного аппарата не вполне удовлетворяют требованиям летной практики. Из общего числа лиц, признанных ограниченно или полностью негодными к летной, службе в связи с ЛОР заболеваниями, почти в 50% случаев причиной отсева является повышенная чувствительность вестибулярного аппарата к адекватным воздействиям (П. Д. Мартимонов, 1956, 1963; И. Л. Литманов, 1965; П. И. Коростелев, 1967 и др.).

В практику летной экспертизы на протяжении нескольких десятков лет довольно широко и успешно применяются пробы на переносимость умеренных степеней кислородного голодания (гипоксия), позволяющие в ряде случаев выявлять различные отклонения в состоянии неврологического и терапевтического статусов обследуемых, которые не могут быть определены с помощью обычных методов исследования. В клинико-физиологических исследованиях для выявления скрытой недостаточности сердечнососудистой системы у практически здоровых людей пробы часто выполняются на фоне гипоксии. Подобный метод, естественно, может: использоваться и при изучении функции анализаторов. Установлено, что эволюционно более молодые кортикальные функции в условиях гипоксии страдают наиболее значительно. Это приводит к изменению соответствующих корковых процессов и взаимоотношения коры с некоторыми подкорковыми образованиями, прежде всего к ослаблению корковой регуляции нижележащих подкорковых образований при кислородной недостаточности. Корково-подкорковые взаимоотношения и значение их нарушения являются существенными для характера проявления вестибулярных реакций.

Исследования по выявлению роли кислородного голодания в протекании вестибулярных реакций проводились рядом авторов (А. П. Попов, И. Я. Борщевский, 1937; Г. Л. Комендантов, 1955; Н. А. Разсолов, 1966; В. К. Урюпин, 1968; Н. И. Войнова, 1968). Результаты показали, что в условиях умеренных степеней гипоксии при действии угловых и линейных ускорений наблюдается активация вестибулярных реакций.

Следует отметить, что изменение вестибулярной функции под влиянием кислородного голодания применительно к ЛОР экспертизе еще недостаточно изучено. В связи с этим нами проведена настоящая работа с целью определения времени возникновения укачивания на фоне гипоксической гипоксии. Условия гипоксической гипоксии создавались в барокамере при подъеме на высоту 5000 м. Для исследования вестибулярной функции использовалось установленное в барокамере электровращающееся кресло с дистанционным управлением. В качестве адекватного раздражителя вестибулярного анализатора применялась проба непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса – НКУК (С. С. Маркарян с соавторами, 1966).

В экспериментах приняли участие 60 испытуемых. Через 2–3 дня после фоновых исследований (контроль) каждого испытуемого поднимали в барокамере на высоту 5000 м и спустя 30 мин подвергали воздействию НКУК. Определялось время возникновения симптомов укачивания (ощущение тепла, тяжесть в голове, потливость, бледность кожных покровов лица, тошнота) и иллюзии качки. На фоне развития укачивания регистрировались частота сердечных сокращений и дыхательных движений, кровяное давление и нистагм при стоп-стимуле за 2 сек (90°/сек). Данные контрольных исследований сравнивались с результатами наблюдений в условиях гипоксической гипоксии.

Установлено, что вестибуловегетативные и сенсорные реакции при действии ускорений Кориолиса на фоне гипоксии проявлялись в такой же последовательности, как и при выполнении НКУК в наземных условиях, но значительно быстрее. Общее время переносимости ускорений у 43 из 60 испытуемых уменьшалось на 25 сек –11 мин и только у 17 оставалось неизменным. В контрольных исследованиях частота сердечных сокращений на 1-й минуте воздействия ускорений Кориолиса возрастала в среднем на 13 уд/мин, дыхания – на 4 цикл/мин. В условиях гипоксической гипоксии эти показатели соответственно повышались на 17 уд/мин и 6 цикл/мин. Максимальное и минимальное артериальное давление увеличивалось или уменьшалось в. пределах 5–18 мм рт. ст. У всех испытуемых показатели нистагма (СМФ, амплитуда, частота) при стоп-стимуле уменьшались по сравнению с контрольными данными. Эта направленность его изменения особенно проявлялась в скорости медленной фазы и величине амплитуды нистагма в первые 15 сек реакции.

Полученные данные позволяют отметить, что компенсация организма в условиях умеренных степеней кислородного голодания у большинства испытуемых была недостаточной. Организм в целом и кора головного мозга в частности испытывали кислородное голодание, вследствие чего нарушалось соотношение возбудительных и тормозных процессов. Поэтому при гипоксии и адекватном раздражении вестибулярного анализатора состояние укачивания проявлялось быстрее.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод, что для выявления скрытых форм вестибуловегетативных расстройств целесообразно исследовать функции вестибулярного анализатора в условиях гипоксии, соответствующей высоте 5000 м, с использованием непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса. Скрытые формы вестибуловегетативной неустойчивости определяются преимущественно у лиц с переносимостью НКУК в обычных условиях в пределах 2–5 мин. В связи с этим только указанная группа лиц должна быть подвергнута дополнительному испытанию на переносимость НКУК в условиях гипоксической гипоксии, соответствующей высоте 5000 м. Для этого же можно применять и дыхание тазовой смесью в течение 20 мин, содержащей 10,5% кислорода. Годными к летной работе следует считать лиц, у которых время переносимости ускорений в указанных условиях составляет не менее 2 мин.

Данную методику рекомендуется применять в сложных случаях госпитальной врачебно-летной экспертизы для выявления скрытой формы вестибулярной неустойчивости.

Похожие статьи:

  1. Укачивание при воздействии ускорений (К вопросу об оценке устойчивости при укачивании. – В. И....
  2. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  3. Формы гипоксии В настоящее время проблема острого кислородного голодания, возникающего при подъеме...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.