Дек 22

Угловое ускорение относительно вертикальной оси тренажера

В. Clark, J. D. Stevart

Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N 12, pp. 1426–1432

Целью исследований было определение порогов восприятия углового ускорения и латентных периодов реакций.

Для вращения испытуемых использовался тренажер с тремя степенями свободы, управляемый электронной счетно-вычислительной машиной. Угловое ускорение в этих опытах создавалось только относительно вертикальной оси. Кабина тренажера была закрыта темным колпаком. Установленными в ней приборами и органам управления не пользовались. В кабине имелись два сигнальных переключателя и заголовник для фиксации головы испытуемого в центре вращения.

Для измерения угловых ускорений использовался акселерометр. При помощи самописца с пером записывались следующие данные: запрограммированное (командное) угловое ускорение, измеренное угловое ускорение, сигналы испытуемого (правый, левый) и положение тренажера.

В исследовании принимали участие 5 испытуемых, из них три летчика-испытателя, один инженер и соавтор этой работы. Испытуемый сидел в кабине тренажера с закрытыми глазами, прижав голову к заголовнику. После сигнала «готово» в течение 10 сек создавалось угловое ускорение, и испытуемый, нажимая на соответствующий переключатель, указывал направление, вращения.

Перерыв между экспериментами длился 20 сек. Каждая серия опытов начиналась с угловых ускорений, значительно превышающих пороговые величины (0,8 град/сек2). Пороговые величины для испытуемых, определенные графически, были в пределах 0,12–0,17 град/сек2.

Латентность реакции определялась временем от начала ускорения до нажатия испытуемым выключателя. Вычислялось ее среднее значение для каждой величины углового ускорения. Как и предполагалось, существует обратная зависимость между угловым ускорением и латентностью реакции. Для угловых ускорений, равных 10 град/сек2, средние величины латентности реакции составляли 0,5–1,0 сек, для 0,1 град/сек2
– 8,4–14,8 сек, а для пороговых величин – 7,2–11,9 сек.

Несмотря на то, что летчики-испытатели ежедневно подвергались воздействию различных угловых ускорений, пороговые величины у них были низкими и не отличались от таковых у других испытуемых.

С. Муравьева

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Особенности реакций человека, находящегося в свободной позе, на кратковременные ударные ускорения различного направления А. Ф. Коваленко, И. С. Васильев, Р. К. Кузмицкий, Л....
  3. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.