Дек 16

Стресс реакции у летчиков самолетов F-100 и F-104 при шестичасовом полете над водой

V. Н. Marchbanks and others

Aerospace Medicine, 1963, v. 34, N 1, pp. 15–18

В данной статье предпринята попытка охарактеризовать напряжение летчика при относительно длительных полетах над водой в одноместных самолетах F-100 и F-104. В работе применялась серия определений, связанных с выявлением изменений эндокринных функций и обмена веществ.

Четырнадцать летчиков на самолетах F-100 совершили беспосадочный перелет протяженностью в 4131 км за 5 ч 45 мин. Другая группа из 13 человек совершила беспосадочный перелет на F-104 на 4399 км за 6 ч. В качестве контроля в неслужебное время обследовались летчики 12 реактивных самолетов. У летчиков обеих групп сразу после приземления и одновременно у контрольной группы брались пробы крови и мочи. В моче определяли: адреналин, норадреналин, кортикостероиды (17-ОНКС), натрий, калий, неорганический фосфат, мочевину, мочевую кислоту и креатинин; в крови – свободный и связанный гидрокортизон и фракцию кортикостероидоподобных соединений. По недосмотру у 5 летчиков самолетов F-100 не были взяты пробы мочи, а у одного из них и крови; одна контрольная проба крови была затеряна при перевозке. Ввиду значительного разведения мочи у летчиков контрольной группы анализ ее нельзя считать достоверным. Однако, несмотря на перечисленные недостатки и небольшую группу испытуемых, все же подтверждено воздействие полетов на человека.

После полетов содержание кортикостероидов в моче не изменялось, а в плазме увеличивалось в группе летчиков самолетов F-100 намного больше, чем в группе самолетов F-104. Содержание адреналина и норадреналина в моче было значительно выше, чем в контрольной группе, а в группе самолетов F-104 больше, чем в группе F-100. Различия, очевидно, связаны с летно-тактическими качествами самолетов, влиянием погоды и опытностью летчиков.

Следует обратить внимание на изменение содержания кортикостероидов в плазме у лиц обеих групп. В отличие от выделения катехоламинов мочой, что, вероятно, связано с погодой, концентрация кортикостероидов в плазме зависит, по-видимому, от условии летного труда или опытности пилота. Самолет F-100 требует постоянного ручного управления, летчик утомляется в три раза больше, чем на самолете F-104. Следует принимать во внимание и то, что летчики на самолетах F-104 были в два раза опытнее летчиков самолетов F-100. Стрессоры, воздействующие впервые, вызывают более значительные адренокортикальные реакции, которые при аналогичных повторных воздействиях уменьшаются. Возможно, поэтому у группы летчиков самолетов F-104 в полете наблюдались менее выраженные реакций. И все же большого напряжения в полете не было, так как содержание кортикостероидов в плазме увеличивалось не резко.

Полученные результаты показывают, что необходимо принимать во внимание летно-тактические качества самолетов и опытность летчиков. Выяснено, что при стресс реакциях во время полета содержание кортикостероидов в моче и плазме изменяется по-разному. У летчиков обеих групп отмечено выделение значительного количества мочевины и мочевой кислоты. Содержание натрия и калия определялось только в группе летчиков самолетов F-104. Содержание фосфата в моче не изменялось.

Г. Стуруа

Н. Хватков

Похожие статьи:

  1. Изменение ионного равновесия под воздействием нагрузочных проб — 2 В доступной литературе мы не нашли данных об изменении концентрации...
  2. Острые лейкоцитарные реакции при действии ударных перегрузок Варианты острых лейкоцитарных реакций при действии ударных перегрузок различной интенсивности...
  3. Креатинин, 17-ОН-КС после воздействия ударных перегрузок приземления Лабораторные исследования крови и мочи при действии ударных перегрузок на...

автор admin \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.