Дек 16

Стресс реакции у летчиков самолетов F-100 и F-104 при шестичасовом полете над водой

V. Н. Marchbanks and others

Aerospace Medicine, 1963, v. 34, N 1, pp. 15–18

В данной статье предпринята попытка охарактеризовать напряжение летчика при относительно длительных полетах над водой в одноместных самолетах F-100 и F-104. В работе применялась серия определений, связанных с выявлением изменений эндокринных функций и обмена веществ.

Четырнадцать летчиков на самолетах F-100 совершили беспосадочный перелет протяженностью в 4131 км за 5 ч 45 мин. Другая группа из 13 человек совершила беспосадочный перелет на F-104 на 4399 км за 6 ч. В качестве контроля в неслужебное время обследовались летчики 12 реактивных самолетов. У летчиков обеих групп сразу после приземления и одновременно у контрольной группы брались пробы крови и мочи. В моче определяли: адреналин, норадреналин, кортикостероиды (17-ОНКС), натрий, калий, неорганический фосфат, мочевину, мочевую кислоту и креатинин; в крови – свободный и связанный гидрокортизон и фракцию кортикостероидоподобных соединений. По недосмотру у 5 летчиков самолетов F-100 не были взяты пробы мочи, а у одного из них и крови; одна контрольная проба крови была затеряна при перевозке. Ввиду значительного разведения мочи у летчиков контрольной группы анализ ее нельзя считать достоверным. Однако, несмотря на перечисленные недостатки и небольшую группу испытуемых, все же подтверждено воздействие полетов на человека.

После полетов содержание кортикостероидов в моче не изменялось, а в плазме увеличивалось в группе летчиков самолетов F-100 намного больше, чем в группе самолетов F-104. Содержание адреналина и норадреналина в моче было значительно выше, чем в контрольной группе, а в группе самолетов F-104 больше, чем в группе F-100. Различия, очевидно, связаны с летно-тактическими качествами самолетов, влиянием погоды и опытностью летчиков.

Следует обратить внимание на изменение содержания кортикостероидов в плазме у лиц обеих групп. В отличие от выделения катехоламинов мочой, что, вероятно, связано с погодой, концентрация кортикостероидов в плазме зависит, по-видимому, от условии летного труда или опытности пилота. Самолет F-100 требует постоянного ручного управления, летчик утомляется в три раза больше, чем на самолете F-104. Следует принимать во внимание и то, что летчики на самолетах F-104 были в два раза опытнее летчиков самолетов F-100. Стрессоры, воздействующие впервые, вызывают более значительные адренокортикальные реакции, которые при аналогичных повторных воздействиях уменьшаются. Возможно, поэтому у группы летчиков самолетов F-104 в полете наблюдались менее выраженные реакций. И все же большого напряжения в полете не было, так как содержание кортикостероидов в плазме увеличивалось не резко.

Полученные результаты показывают, что необходимо принимать во внимание летно-тактические качества самолетов и опытность летчиков. Выяснено, что при стресс реакциях во время полета содержание кортикостероидов в моче и плазме изменяется по-разному. У летчиков обеих групп отмечено выделение значительного количества мочевины и мочевой кислоты. Содержание натрия и калия определялось только в группе летчиков самолетов F-104. Содержание фосфата в моче не изменялось.

Г. Стуруа

Н. Хватков

Похожие статьи:

  1. Изменение ионного равновесия под воздействием нагрузочных проб — 2 В доступной литературе мы не нашли данных об изменении концентрации...
  2. Острые лейкоцитарные реакции при действии ударных перегрузок Варианты острых лейкоцитарных реакций при действии ударных перегрузок различной интенсивности...
  3. Утомление экипажей реактивных самолетов La presse medicale, 1961, v. 69, N 24, pp. 1104–1106...

автор admin \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.