Дек 18

Следовые ощущения после прекращения виражей на самолете Чапманк

Е. J. Dearnaley, J. Т. Reason, J. D. Davies

Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N. 10, pp. 1224–1229

Изучались характер и длительность следовых ощущений после виража на самолете Чапманк МКТ-10 и зависимость их от опытности летчика и объекта сосредоточения его взгляда. В исследованиях участвовали 10 курсантов и 4 опытных пилота. Вираж осуществлялся со скоростью 166 км/час под углом 45° к горизонту (1 об/мин) с последующем переходом в течение 1 сек в горизонтальный полет по прямой. Время между двумя последовательными виражами было не менее 1 мин. Выполнено 6 виражей: 3 в правую и 3 в левую сторону. Испытуемый находился в одном из следующих положений: а) глаза закрыты, б) глаза открыты, взгляд и внимание сосредоточены на горизонте, в) глаза открыты, взгляд и внимание сосредоточены на показаниях приборов самолета. Во время полета испытуемый находился в задней части кабины, экспериментатор управлял самолетом, находясь в передней ее части, сообщая ему о начале и конце виража и начале полета по прямой. Испытуемый отмечал появление ощущения полета по прямой. По окончании полета он давал подробный отчет о своих ощущениях после виражей. При вращении в правую или левую сторону не было существенных различий в длительности следовых ощущений. Лишь у одного испытуемого была отмечена значительная длительность следовых ощущений после виражей в правую сторону. Наиболее длительные и неприятные следовые ощущения наблюдались при полетах с закрытыми глазами, наименее длительные (у опытных летчиков они отсутствовали) – при сосредоточении взгляда и внимания на горизонте. У опытных летчиков они были менее длительные, чем у курсантов. Следовые ощущения после виражей представлялись как вращение в сторону, противоположную действительному направлению, но никто крена не отмечал. Некоторые испытуемые ощущали падение и скольжение по спирали. У большинства из них следовые ощущения возникали сразу же после прекращения виража, и постепенно интенсивность их уменьшалась до полного исчезновения. У трех испытуемых: они постепенно нарастали, достигая максимума, а затем уменьшалась. Авторы полагают, что при тренировке к полетам ложные вестибулярные ощущения уменьшаются за счет коррекции со стороны зрительного анализатора.

Н. Панферова

Похожие статьи:

  1. Определение угла косоглазия При явном косоглазии производят определение его величины. Угол косоглазия измеряется...
  2. Продолжительность иллюзии (Изучение взаимодействия анализаторов и разработка мер профилактики вестибулярных расстройств. —...
  3. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...

автор admin \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.