Янв 04

Подготовка астронавта

М. S. Carpenter

Results, Febr. 20th, 1962, pp. 105–111,

Wachington, D. S., NASA

Рассматриваются вопросы специальной тренировки астронавта перед полетом МА-6. По программе «Меркурий» каждый космический корабль отличается в некоторой степени от предшествующего, и поэтому требуется определенное время для изучения этих особенностей. Детальный разбор систем контроля за полетом, автоматической стабилизацией, электрическим, пиро — и радиотехническим оборудованием и регенерацией проводила группа инженеров, обслуживающих полет, и представители НАСА из Центра подготовки астронавтов. Много времени уделялось индивидуальной подготовки астронавта, непосредственному знакомству с космическим кораблем и его системами контроля. В общем на все это потребовалось около 100 ч.

В начальный период подготовки основное внимание астронавта было уделено ознакомлению с физиологией органов чувств. В Морской школе авиационной медицины (Пенсакола, Флорида) летный экипаж прошел дополнительные тренировки по ночному зрению в медленно вращающейся комнате и устройстве, вызывающем дезориентацию. В это же время проводились основные исследования вестибулярной функции у пилотов. Поскольку важным является дать оценку устойчивости астронавта к продолжительному действию невесомости, основные исследования проводились с целью сравнения этих результатов с информацией, полученной во время и после полета.

Астронавты тренировались в макете корабля приблизительно 90 ч, в течение которых полностью имитировался полет. Много времени уделялось практическому освоению ручного управления положением корабля. Особое внимание обращалось на контроль за реактивной системой маневра и ориентацией корабля после отделения ракеты-носителя. Практически отрабатывались и обсуждались аварийные системы. Изучались возможные нарушения связи с контрольными центрами. Во время тренировочных сеансов был записан голос и манера разговора астронавта Гленна. Эта запись была разослана на все станции слежения. Из дополнительных испытаний следует отметить изучение дискомфорта, создаваемого одеждой, значительно ограничивающей подвижность в кабине. Поэтому специальное оборудование конструировалось всегда с учетом этих требований.

Программа физической тренировки отличалась строгой индивидуальностью. Астронавт Гленн предпочитал бег. В течение 3 лет, предшествующих полету, он постепенно увеличивал продолжительность бега от 1,6 до 8 км. За 3 месяца до полета он почти ежедневно пробегал 8 км. В последнюю неделю нагрузка была уменьшена до 3–2, а затем до 1,6 км, а 2 дня перед полетом астронавт отдыхал. На физическую подготовку отводился один час ежедневно. Этого времени вполне достаточно, чтобы поддерживать на соответствующем уровне физическое состояние. В течение 2 дней астронавты работали в планетарии, где знакомились с небесным сводом и звездными картами и, в частности, с теми созвездиями, которые могут быть увидены через иллюминатор корабля МА-6. Перед полетом они изучали специальное оснащение, куда входили тубы с пищевой массой, тюбики с шоколадными и ксилозными таблетками; плоскогубцы, световое сигнализационное табло (янтарная, зеленая и красная лампочки); сумка из водонепроницаемой ткани для кинопленки. Кинокамера имела специальные фильтры для инфракрасной киносъемки. Ультрафиолетовый спектрограф снабжен кварцевыми и призматической системами и был приспособлен для работы через окно корабля при длине волны 2000–3000А. На борту корабля устанавливался специальный прибор (экстинктоспектраполяроскоп-окулогирогравоадаптометр), который мог регистрировать 16 астрономических и физиологических показателей. Прибор снабжен большими поляроидными фильтрами, которые давали возможность непосредственно рассматривать солнечный диск, измерять поляризацию его короны и определять горизонт в условиях невесомости.

Много времени уделялось практической отработке спасения корабля и астронавта. Кроме того, астронавты учились опознавать звезды, изучали азбуку Морзе, аэрофотосъемку, карты мира, фотографии Тироса и предыдущих полетов «Меркурия», полетные и предполетные инструкции и системы Атласа.

Б. Давыдов

Похожие статьи:

  1. Ударные ускорения во время космического полета Ударные ускорения отмечаются как при нормальных режимах полета космического корабля,...
  2. Теоретическая и тренажерная подготовка летчиков На теоретических занятиях летчики знакомятся с особенностями воздействия на организм...
  3. Специальная подготовка летчиков к действию больших пилотажных перегрузок Устойчивость летчиков к пилотажным перегрузкам повышается при систематических тренировках к...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.