Дек 20

Озон в кабине самолетов

G. Bennett

Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N 8, pp. 969–973

Концентрация озона у поверхности Земли равна 0,01 объемных долей на миллион (п.п.м.). На высоте около 27 км наблюдается резкое возрастание концентрации озона (12 п.п.м.) с последующим уменьшением на больших высотах. Количество озона зависит от широты и времени года. Выход из строя кислородных масок вызвал необходимость проведения исследований концентраций озона в пассажирских кабинах самолетов «Комета» и «Боинг-707». Содержание озона устанавливалось с помощью метода амперометрического определения свободного йода, выделяющегося при пропускании воздуха кабины через раствор йодистого калия. Результаты исследований показали, что ниже тропосферы озона в кабине не было обнаружено. На больших высотах количество озона зависит от температуры поступающего воздуха. Для поддержания давления в кабине самолета «Комета» воздух подается из компрессора при температуре 240° С, а в кабине самолета «Боинг-707» – из турбокомпрессора с температурой на выходе, равной 150° С. Известно, что озон быстро разрушается при нагревании. Оказалось, что на сверхзвуковых самолетах на высоте 20–30 км поступающий окружающий воздух с содержанием озона 4–9 п.п.м. не загрязняет кабину выше токсического уровня, если он будет находиться при повышенной температуре несколько дольше обычного. В настоящее время максимально допустимая концентрация озона равна 0,1 п.п.м.

Поскольку эта доза рассчитана на 40-часовую 5-дневную рабочую неделю, можно допустить, что в кабине самолетов допустимая концентрация может быть выше, так как экипаж находится в полете не более 600 летных часов в год, из которых только 370 – в загрязненной озоном атмосфере. Следовательно, в этой атмосфере он будет находиться в среднем 1 ч в день. Для изучения длительного воздействия озона были проведены опыты на двух группах мужчин, подвергавшихся действию небольших концентраций его по 3 ч в день при 5-дневной рабочей неделе. Общая продолжительность эксперимента составляла 12 рабочих недель. Озон генерировался от ультрафиолетового озонатора. Во избежание образования окислов азота использовался чистый кислород вместо воздуха. Концентрация озона составляла 0,2 и 0,5 п.п.м. Перед опытом и после него проводилось полное клиническое обследование. Эксперименты показали, что концентрация озона 0,2 п.п.м. в течение этого времени воздействия является безвредной для организма. При применении озона с концентрацией 0,5 п.п.м. в тех же условиях выявлены обратимые симптомы раздражения верхних дыхательных путей. Автор считает, что парциальное давление озона в кабине сверхзвуковых самолетов должно составлять 1,2·10-4 мм рт. ст.

Ю. Синяк

Похожие статьи:

  1. Физиологические и инженерные требования к сверхзвуковому транспорту при М=13 J. N. Waggoner Aerospace Medicine, 1962, v. 33, N 3,...
  2. Температурный режим в кабине самолета Как уже указывалось, поддержание определенного температурного режима – одно из...
  3. Утомление экипажей реактивных самолетов La presse medicale, 1961, v. 69, N 24, pp. 1104–1106...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.