Дек 25

Колебательные движения в полете

J. G. Melvill, D. Н. Drazin

Human Problems Supersonic and Hypersonic Flight, 1962, pp. 134–151

Oxford–London–New York–Paris

В испытаниях на двухместном самолете «Джэвэлайн-8» принимали участие 3 летчика и 3 штурмана. Колебательные движения создавались при помощи ручного управления в плоскостях крена и тангажа. В плоскости крена применялись колебания с частотой от 0,25 до 2,5 гц, а в плоскости тангажа – от 0,25 до 1,0 гц. Максимальная угловая скорость в первом случае составляла от 2 до 10, а во втором – от 3 до 6 град/сек. В плоскости крена было изучено 12 различных, условий, а в плоскости тангажа – только 6 из-за быстрого появления рвоты. Длительность каждого маневра не превышала 30 сек. Испытуемые оценивали влияние этих маневров на управление кораблем, зрение и субъективные ощущения. Применялись такие объективные тесты как решение задач (умножение и деление) с помощью логарифмической линейки и быстрое чтение вслух стандартного текста. Точность решения и скорость чтения определялись путем проигрывания магнитной записи. Исследования показали, что боковые ускорения величиной менее 1 g не оказывают существенного влияния на самочувствие летчика, 1–1,5 g вызывают некоторое беспокойство, а 1,5–2,0 g – серьезные нарушения работоспособности. Боковое ускорение больше 2 g, автор считает непереносимым. Колебательные движения в плоскости тангажа вызывали рвоту у всех испытуемых. Наиболее быстро наступала рвота при частоте колебаний корабля от 0,25 до 1 гц. Колебательные движения в плоскости тангажа вызывали иллюзию деформации диска, которая возрастала с увеличением их частоты и амплитуды. При решении задач и чтении затруднений не отмечалось.

Наиболее существенным критерием в оценке переносимости колебательных движений корабля автор считает максимальную величину линейного ускорения. Исследования показали, что при линейном ускорении, равном 0,1 g условия данного опыта были вполне переносимыми, а при 0,2 g – абсолютно непереносимыми.

П. Шамров

Похожие статьи:

  1. Характеристика способов захода на посадку по приборам Понятие "профессиограмма" означает описание состава, структуры и последовательности отдельных действий...
  2. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...
  3. Отбор членов экипажа летательных аппаратов путем исследования ЭЭГ во время стрессов С. W. Sem-Jacobsen, I. Е. Sem-Jacobsen Aerospace Medicine, 1963, v....

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.