Авг 08

Адаптационные реакции организма студентов разных возрастных групп на учебный процесс

В.Г. Шамратова, Е.И. Новоселова, Г.С. Тупиневич

Башкирский государственный университет, Башкирская государственный медицинский университет, Уфа, Россия

У студентов дневного отделения (ДО) вуза трех возрастных групп 17-22 лет и у заочников (ЗО) 25-30 лет изучали состояние эритроцитарных мембран (ЭМ), деятельность сердечно-сосудистой системы (ССС) и психологические особенности. В обследуемых группах определяли реактивность β-адренорецепторов ЭМ (БАР), осмотическую и перекисную резистентность эритроцитов (ОРЭ и ПРМ); регистрировали систолическое и диастолическое артериальное давление (САД, ДАД), частоту сердечных сокращений (ЧСС); рассчитывали адаптационный потенциал ССС (АП), коэффициент выносливости (КВ), вегетативный индекс (ВИК); измеряли антропометрические показатели; анализировали ситуативную и личностную тревожность (СТ, ЛТ). Выяснилось, что у студентов 1 курса значительно чаще, чем во все остальные периоды обучения, встречается ареактивный тип БАР, сочетающийся с парасимпатикотонией, а также с наименее низким уровнем СТ и ЛТ. В возрастной динамике студентов на фоне постепенного нарастания тревожности имеет место тенденция к усилению реактивности БАР, достигающей максимума у студентов 25-30-летнего возраста. Факторный анализ показал, что у студентов ДО психологическое состояние влияет на свойства ЭМ. Это проявляется на 1 курсе в связях уровня тревожности с ОРЭ и ПРЭ; на 3 курсе – не только с резистентностью ЭМ, но и с БАР. У пятикурсников резистентность и реактивность ЭМ контролируется ССС и зависит от АП, свидетельствуя о более тесном, чем у студентов младших курсов, взаимодействии мембранных и системных механизмов регуляции. В свою очередь у них СТ и ЛТ влияют на деятельность ССС. У студентов ЗО эта тенденция получает дальнейшее развитие: усиливаются корреляции тревожности с показателями ССС и КВ. У них не выявляется связь психологического состояния со свойствами ЭМ. Таким образом, механизмы адаптационных реакций организма студентов на эмоциональные и интеллектуальные нагрузки зависят от длительности обучения. У студентов младших курсов первичные реакции на учебный процесс реализуются главным образом на мембранном уровне; у старшекурсников к регуляторным процессам подключаются системные механизмы. У заочников наряду с ослаблением связей мембранных и системных механизмов отмечается большее напряжение в деятельности ССС, на показатели которой влияют антропометрические параметры.

Похожие статьи:

  1. Иван Петрович Павлов – Педагог и воспитатель Вообще Иван Петрович обладает громадным педагогическим талантом… В. В. Савич...
  2. Пузрин С.Б. о конструкторе Челомее В.Н С. Б. Пузрин, кандидат технических наук, доцент, лауреат Ленинской премии...
  3. Реактивность организма в период последействия ускорений «Под реактивностью в настоящее время понимают свойство организма определенным образом...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.