Мар 06

Закаливание, физическая тренировка и адаптация к ускорениям

Многочисленные наблюдения авиационных врачей убедительно доказали, что общее закаливание организма и специальные физические упражнения, направленные на совершенствование механизмов регуляции кровообращения и дыхания, укрепление мышц брюшного пресса и ног, выработка навыков переключения дыхания с «брюшного» типа на «грудной» и наоборот, способность к длительному тоническому напряжению отдельных групп мышц – все это повышает переносимость летчиками ускорений. В. И. Степанцов и А. В. Еремин, проведя исследования у спортсменов различной специализации, пришли к заключению, что более устойчивыми к ускорениям +Gx являются гимнасты, борцы классического стиля, штангисты и спринтеры, т. е. представители тех видов спорта, арсенал двигательной активности которых характеризуется субмаксимальной и максимальной интенсивностью работы, наличием упражнений силового и скоростно-силового характера и широким диапазоном сложнокоординированных движений. Данные К. Г. Купера, С. Д. Леверетта об отсутствии положительного эффекта физических тренировок на устойчивость к ускорениям, очевидно, справедливы только в конкретных условиях, которые воспроизводились при испытаниях на центрифуге (полная мышечная релаксация испытуемых). Между тем авторы допускают, что в случае мышечного напряжения устойчивость к ускорениям могла бы быть повышенной. Поэтому регулярные занятия физической культурой, несомненно, являются важной частью подготовки, как летчиков, так и космонавтов.

Повышение резистентности организма к ускорениям достигается также посредством тренировки на центрифуге. Положительное значение ознакомительно-тренировочных вращений не вызывает сомнения. По утверждению В. Борисова и О. Горлова, систематическая тренировка на центрифуге позволяет повысить устойчивость человека к ускорениям приблизительно на 1,5-2,0 g. В. И. Степанцов и А. В. Еремин в комплексных экспериментах на собаках с использованием физиологических, морфологических и гистофункциональных методов исследования установили, что, применяя разработанные ими режимы тренировок, построенных на принципах повторности и постепенного повышения нагрузки, разминки, включения максимальных и субмаксимальных нагрузок и их индивидуализации, можно значительно повысить устойчивость к поперечно направленным ускорениям. В исследованиях с людьми тренировка на центрифуге по оптимальной схеме способствовала повышению переносимости ускорений на 1,6-5,8 Gx. Эффект тренировки сохранялся не менее 6 месяцев.

Гистоморфологические признаки тренированности к ускорениям исследованы в ряде работ.

Правда, в литературе имеются также данные о том, что наряду с тренировкой механизмов адаптации при действии больших по величине и длительных по времени ускорений в организме могут возникнуть изменения патологического характера.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета и ее зависимость от физического состояния летчика Переносимость перегрузок в полете Приспособление организма к перегрузкам достигается в процессе многократных воздействий больших...
  3. Специальные физические тренировки летчиков Систематическая специальная физическая подготовка летного состава в течение 1,5-2 мес....

автор admin \\ теги: , , , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.