Ноя 19

В результате экспериментальных исследований установлено, что гипоксия, гипероксия, дыхание под избыточным давлением, пилотажные перегрузки особенно в сочетании с дыханием чистым кислородом, вызывают функциональные и достаточно легко обратимые изменения механики дыхания, альвеолокапиллярной диффузии газов, вентиляционно-перфузионных отношений, легочного газообмена и гемодинамики. Вместе с тем, практический интерес представляет проверка гипотезы о возможности кумуляции этих функциональных изменений в процессе многолетней летной работы посредством сравнения абсолютных величин и возрастной динамики пульмонологических показателей у летчиков и здоровых мужчин нелетных профессий.

С этой целью было проведено массовое спирографическое обследование летного состава в возрасте от 20 до 55 лет истребительной, бомбардировочной и транспортной авиации. Сравнительный статистический анализ результатов обследования показал, что основные средние показатели внешнего дыхания у летного состава располагаются между функциональными уровнями, характерными для здоровых людей легкого и тяжелого физического труда. Возрастная инволюция функциональных показателей респираторной системы у летчиков, так же как и у сравниваемых контингентов лиц нелетных профессий, начинается с 25–30 лет.

Таким образом, как абсолютные величины средних показателей легочных функций у летчиков в сравнении с аналогичными показателями здоровых людей других профессий, так и отсутствие существенных аномалий их возрастной инволюции не подтверждают гипотезу о потенцирующем и кумулятивном эффекте неблагоприятных факторов летного труда на функции легких.

В качестве другого аспекта этой проблемы рассматривались различия частоты и интенсивности воздействия этих факторов в разных ведах авиации. Например, летчики истребительной авиации систематически подвергаются действию пилотажных перегрузок, часто пользуются кислородным оборудованием, высотным и противоперегрузочным снаряжением. Для летчиков бомбардировочной авиации более характерными воздействиями являются, небольшая гипоксия и длительное дыхание кислородом. Летчики транспортной авиации наименее подвержены этим воздействиям и рассматривались поэтому в качестве своеобразной контрольной группы.

Сравнительный статистический анализ функций легких у аналогичных возрастных групп летчиков трех видов авиации не выявил значимых различий ни по одному из изученных показателей, а их возрастная инволюция также не различалась. Следовательно, предположение о кумулятивном характере специфических воздействий на функции легких, свойственных тому или иному виду авиации, также не получило подтверждения.

Следующей задачей исследования был поиск индивидуальных отклонений от должных нормативов среди обследованного контингента практически здоровых летчиков. У подавляющего большинства из них фактические показатели легочных функций находились в абсолютно нормальных пределах, но у 5,7% обследованных выявлено их уменьшение в пределах до 1,65 σ (среднего квадратического отклонения от нормы), что можно классифицировать как тенденцию к снижению в пределах пограничной зоны условной нормы.

Более детальный анализ обнаруженных отклонений выявил отчетливую возрастную динамику как абсолютного роста предрасположенности к функциональным изменениям респираторной системы, так и ее качественных характеристик. С увеличением возраста, помимо увеличения числа летчиков, имеющих тенденцию к снижению респираторных показателей (от 3,4% в возрастном диапазоне 25–29 лет до 13,4% в диапазоне 50–54 лет), отмечаются изменения качественной структуры этой тенденции. Так, в возрасте до 30 лет наблюдались преимущественно рестриктивные ограничения вентиляционной функции, выражавшиеся только в уменьшении ЖЕЛ без изменения бронхиальной проходимости. В то же время обструктивные ограничения вентиляции, связанные с увеличенным сопротивлением дыхательных путей, отмечались преимущественно у летчиков старше 40 лет. Смешанные рестриктивно-обструктивные ограничения также, более свойственны старшим возрастным категориям.

Следовательно, количественная и качественная тенденция наблюдавшихся изменений пульмонологических показателей у практически здорового летного состава подчеркивает важность и необходимость динамического контроля функций легких, особенно у летчиков старшего возраста, для своевременной диагностики ранних форм респираторных расстройств и соответствующих профилактических рекомендаций.

Проведение детальных исследований функции внешнего дыхания возможно только в специализированных функционально-диагностических отделениях центральных госпиталей, так как они требуют сложной современной аппаратуры и квалифицированного персонала. Вместе с тем в настоящее время общепризнано, что значительная часть ранних изменений легочных функций может выявляться посредством простых, но достаточно информативных функциональных проб, методом, спирографии. Несмотря на успехи, достигнутые в разработке сложных методов исследований функций легких, спирография продолжает оставаться важным и необходимым средством изучения функционального состояния системы внешнего дыхания. Она необременительна для обследуемого, многократное повторение большинства элементов спирограммы обеспечивает их объективность, а графическая регистрация – наглядность и возможность тщательного анализа. Это исследование служит для измерения легочных объемов, вентиляционной функции легких, состояния бронхиальной проходимости, силы и координации дыхательных мышц.

Спирографию рекомендуется проводить при отборе кандидатов в летные училища, при динамическом врачебном контроле за летным составом, для решения вопроса о полноте выздоровления от острых легочных заболеваний или обострения хронических, для оценки результатов лечение и сравнения эффективности различных лечебных мероприятий, для обоснования врачебно-экспертных решений.

Методика спирографии изложена в соответствующих руководствах по функциональной диагностике и в методических указаниях ЦВЛК. Полученные спирографические показатели оцениваются посредством их сопоставления с должными величинами, учитывающими возраст и рост обследуемого.

В качестве должных нормативов, основанных на результатах массового спирографического обследования летного состава, следует использовать таблицы приложения, рекомендованные ЦВЛК в «Методике исследования функции внешнего дыхания у летного состава для врачебного наблюдения и врачебно-летной экспертизы» (1977).

Похожие статьи:

  1. Методы исследования функции внешнего дыхания В настоящее время при врачебном обследовании летного состава функциональное состояние...
  2. Пилотажные перегрузки при дыхании чистым кислородом Современные самолеты-истребители способны выполнять маневренный воздушный бой на высоких скоростях...
  3. Дыхательная система Влияние ускорений на функцию внешнего дыхания определяется не только величиной...

автор admin \\ теги: , , ,



Комментарии закрыты.