Фев 27

Исследование работоспособности при действии ускорений

Исследование работоспособности при действии ускорений имеет важное практическое значение для профессиональной деятельности космонавта. В условиях космического полета активное вмешательство космонавта в управление движением корабля и качественное выполнение того или иного маневра на различных участках полета потребует быстрых реакций, решения ряда умственных задач, четкой координации движений и физических усилий.

Воздействие ускорений, как известно, может вызвать целый ряд неблагоприятных явлений со стороны органов и систем и отразиться в конечном итоге на работоспособности человека-оператора. Эти явления связаны главным образом с нарушениями процессов афферентного восприятия, изменением функционального состояния центральной нервной системы и ограничением подвижности рабочих органов.

Наиболее существенное значение для работы оператора в условиях действия ускорения имеет изменение зрительного восприятия. В зависимости от величины, продолжительности и направления ускорений наблюдается замедление реакции на свет, которое одни авторы связывают с величиной ускорения, а другие – с периодом, непосредственно предшествующим появлению серой пелены, снижение контрастности зрительных образов, особенно при низкой освещенности, и ухудшение способности цветоразличения. При достаточно большой величине ускорения + Gz и Gx может наступать резкое ухудшение зрительного восприятия вплоть до полной потери функции зрения.

Процессы слухового восприятия при действии ускорений мало изучены. Для ускорений + Gz и + Gx установлено, что слуховое восприятие по времени реакции на звук сохраняется значительно дольше, чем зрительная функция.

Роль проприоцептивных и вестибулярных раздражений в полете при действии ускорений признается всеми авторами. Однако применительно к вопросам работоспособности эта проблема остается открытой.

В исследованиях с применением центрифуги отдельными авторами обнаружено при действии ускорений снижение качества решения арифметических задач и выполнения психологических тестов, снижение критической частоты световых мельканий, снижение оперативной памяти и ухудшение результатов компенсаторного слежения. Наиболее глубокие нарушения функции головного мозга и, естественно, работоспособности наступают при действии ускорений + Gz перед потерей сознания. Существенное значение для сохранения работоспособности при действии ускорений имеет состояние двигательных функций. Действие механических сил резко затрудняет работу мышечных групп и тем самым ограничивает движения рабочих органов. С. Ф. Коуд и др. в исследованиях с применением центрифуги установили, что под влиянием ускорений в наибольшей степени страдают крупноамплитудные движения и генерализованные локомоторные акты, такие, как ходьба, бег, ползание. Так, выпрямление туловища становится невозможным уже при +4 Gz, а при ускорении +8 Gx и выше нельзя поднять тело и конечности. Вместе с тем движение рук в лучезапястном суставе оказалось возможным до +25 Gx. В этих условиях выполнение профессиональной деятельности возможно только при систематическом повторении ранее хорошо освоенного двигательного навыка.

Рис. 28. Отклонение конечного параметра регулирования от расчетного значения при ускорениях + Gx (А. С. Варер и др.):

а – расчетное значение конечного результата К;

б – значение К при использовании светозвуковой индикации;

в – значение К при использовании только звуковой индикации.

Другой аспект изучения работоспособности при ускорениях касается определения эффективности и надежности оператора в системе «человек–машина». Результаты этих исследований подробно рассмотрены в работе Т. М. Фрейзера.

Интересна попытка некоторых авторов согласовать характеристики системы «человек – машина» в условиях действия ускорений с целью повышения надежности работы оператора.

Очевидно, что в системе имитации ручного спуска космического корабля на Землю, помимо визуальной, целесообразно введение слуховой индикации сигнала рассогласования. Применение такой комбинированной системы в связи с возможностью потери зрения при ускорениях на уровне +14,0 +16,0 Gx необходимо для обеспечения удовлетворительного качества управления вплоть до перегрузки +18 Gx (рис. 28). В заключение следует отметить, что проблема работоспособности человека при действии ускорений требует проведения широких экспериментальных исследований по обоснованию и разработке требований к системам управления в условиях длительного действия на оператора ускорений.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Способ дискретного определения ошибок в системе трехмерного теста бисенсорного компенсирующего слежения Л. Н. Козлов, В. С. Фомин В исследовательской практике инженерной...
  3. Сердечнососудистая система Нарушения в системе кровообращения во время действия ускорений по сравнению...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.