Мар 12

Проблемы и пути дальнейших исследований ускорений

Ускорения, являясь неотъемлемой частью любого космического полета, при определенных ситуациях могут вызвать нежелательные эффекты со стороны различных систем организма. Основным патогенетическим механизмом происходящих расстройств следует признать гипоксическую и циркуляторную форму кислородного голодания.

С практической точки зрения наибольший интерес при длительных ускорениях представляют устойчивость организма человека и его работоспособность. Согласно данным Т. М. Фрейзера, как устойчивость, так и работоспособность зависят от взаимодействия комплекса факторов, которые сами по себе несоизмеримы и, следовательно, могут быть оценены только с большой степенью осторожности.

Несмотря на значительное число работ в этой области, многие вопросы нуждаются в дальнейшем решении.

До сих пор мы не располагаем достаточной информацией о допустимых пределах сохранения работоспособности у обычного здорового человека при действии различных режимов ускорений. Что же касается лиц, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, то такая информация полностью отсутствует.

Необходимы дальнейшие исследования по разработке объективных критериев оценки устойчивости организма, а также желательна их стандартизация. Вероятно, такими объективными критериями при продольных ускорениях +Gz следует признать состояние регионарного кровообращения на уровне головы (ушной раковины) и ЭЭГ, в то время как при поперечных ускорениях +Gx целесообразно использовать уровень оксигенации крови и развитие брадикардии. Проблема утомления в связи с действием ускорений в настоящее время заслуживает пристального внимания. Особенно это важно применительно к участку приземления, когда различные факторы внешней среды могут привести к изменению функционального состояния человека.

Следует признать, что эффекты бокового ускорения ±Gy изучены недостаточно. Можно предположить, что при соответствующей фиксации для векторов ±Gy или –Gx переносимость может оказаться не хуже, а дыхательные нарушения будут менее выраженными, чем при общепринятом векторе ускорений +Gx.

Необходимы исследования на центрифуге с переменным радиусом. Практическая значимость центрифуги с коротким радиусом для создания искусственной гравитации еще не установлена. Но по техническим условиям подобная центрифуга наиболее приемлема в целях решения проблемы действия ускорений в космическом полете. С теоретической точки зрения необходимо оценить градиент давления, который возникает вдоль тела при вращении на центрифуге с коротким радиусом.

Проблема действия очень длительных ускорений малых величин также нуждается в изучении. В этом плане надлежит провести исследования физиологических эффектов определения устойчивости организма и его работоспособности при действии ускорений порядка 2,0 g в течение многих суток и, может быть, месяцев.

Желательно продолжить исследования по вопросу эффектов различных скоростей нарастания ускорений. Вероятно, при длительно действующих ускорениях имеется различная оптимальная скорость нарастания для пикообразных типов ускорений и режимов типа «плато». По-видимому, существуют оптимальные комбинации скорости нарастания и торможения, величин пиков и плато, которые могут обеспечить более высокую устойчивость космонавтов к режимам ускорений, ожидаемых в реальных условиях полета. Подобные комбинации пока еще не определены.

Нет сомнений в том, что следует продолжать изучение реакций сердечнососудистой и дыхательной систем.

Необходимо проведение обширных исследований по изучению влияния на устойчивость к ускорениям различного состава газовых сред, используемых (или предполагаемых для использования) в кабине космического корабля. Положительный эффект дыхания кислородом при повышенном его содержании или под избыточным давлением требует выяснения ряда практических вопросов: определения оптимального времени проведения этого защитного мероприятия, величины положительного давления и т. д.

Следует получить информацию по устойчивости человека к действию поперечных ускорений +Gx пикообразного типа различных режимов (величины, скорости нарастания), а также комбинации ускорений различного вида. Это представляется важным, если учитывать возможность аварийного вращения корабля.

Дальнейшему изучению подлежат вопросы, связанные с разработкой различных средств защиты, механизмы физиологических реакций, в том числе на клеточном и субклеточном уровнях, методы лечения при патологических расстройствах и многое другое.

Изучение комбинированного действия ускорений с другими факторами полета – актуальная задача физиологов, биохимиков, морфологов и других специалистов.

Хочется надеяться, что дальнейшие исследования восполнят недостающую информацию о влиянии ускорений на организм человека, а полученные данные окажутся полезными для практики космических полетов.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Сердечнососудистая система Нарушения в системе кровообращения во время действия ускорений по сравнению...
  3. Зрительный анализатор Известно, что надежность работы космонавта в значительной степени зависит от...

автор admin \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.