Дек 21

Предельно переносимые величины ударных ускорений в аспекте космических полетов

На первых этапах планирования программы пилотируемых космических полетов считалось необходимым получить как можно более полные данные по биомеханическим реакциям человека на ударные воздействия. Обзор доступной литературы свидетельствует, что большинство исследований по действию ударных ускорений на организм человека было проведено для решения проблемы аварийного покидания самолета в полете. Во-первых, предельно переносимые значения ударных ускорений по оси Z были положены в основу медико-технических требований к катапультируемым сидениям и, следовательно, были определены профили изменения амплитуды ударных ускорений, которые обычно имеют место при срабатывании подобного баллистического устройства. Во-вторых, аналогичным образом были установлены предельно переносимые значения ударных ускорений по оси X, которые могут наблюдаться в результате торможения катапультируемого сидения тотчас после отстрела кресла из кабины на высокой скорости воздушного потока. В-третьих, практически никаких данных не было по оценке влияния ударных ускорений направления Y. Более того, в доступной литературе сообщались сведения только по главным осям тела

Рис. 7. Характеристика длительности и величины ударных ускорений торможения, переносимых различными животными и человеком, с обозначением диапазона добровольной переносимости без травмы, диапазона умеренных травм и диапазона тяжелых повреждений (заштрихованные области)

А – предельно переносимые величины ударных ускорений вектора + GZ (голова – таз):

1 – катапультирование человека,

2 – эксперименты на собаках (на саночном стенде ударных перегрузок),

3 – эксперименты на шимпанзе (на стенде ударных ускорений с ракетными салазками);

Б – те же показатели для ударных ускорений вектора GZ (таз – голова):

1 – катапультирование человека вниз,

2 – воздействие ударных ускорений вектора на голову человека,

3 – эксперименты на центрифуге и катапультном стенде, проведенные на собаках,

4 – эксперименты на шимпанзе на стенде ударных ускорений с ракетными салазками человека и оценить воздействие ударных ускорений по другим направлениям не представлялось возможности.

Работа Эйбэнда подвела итог экспериментальным исследованиям, которые были проведены в США на тот период времени. Сводные данные представлены на рис. 7 и 8.

Хотя указанные материалы имели неоценимое значение в разработке медико-технических требований к пилотируемым космическим кораблям, их оказалось недостаточно для решения специальных задач, связанных с воздействием ударных ускорений при нормальном и аварийном режимах космического полета. Как указывалось выше, обеспечение аварийного покидания членами летного экипажа ракеты-носителя на стартовой позиции требовало применения мощного импульса ударных ускорений. Кроме того, и это самое важное, воздействие ударных ускорений при посадке после возвращения космического корабля на Землю, по существу, представляло собой комплекс потенциально опасных ситуаций, характеризующихся возникновением разнообразных по величине и направлению импульсов ударных ускорений. К сожалению, трудно рассчитать параметры ударных ускорений, пока испытательный стенд не оборудован прототипом реальной космической системы аварийного покидания. Эти расчеты, кроме того, подвержены значительной статистической недостоверности из-за многообразия условий посадки. Предельно переносимые значения, графически представленные на рис. 7 и 8, относятся только к идеальному импульсу ударных ускорений трапециевидной формы. Расчет уровня плато и длительности: действия ударных ускорений сложной гармонической структуры, которые встречаются в реальном полете,– нелегкая задача, и в ряде случаев просто невыполнимая.

Рис. 8. Характеристика длительности и величины ударных ускорений поперечного направления, переносимых различными животными и человеком, с обозначением диапазона добровольной переносимости без травмы, диапазона умеренных травм и диапазона тяжелых повреждений (заштрихованные области)

А – сводные данные по предельно-переносимым ускорениям вектора + Gx (грудь – спина):

1 – воздействие ударных ускорений на человека на стенде с ракетными салазками,

2 – данные по анализу несчастных случаев с людьми,

3 – эксперименты на собаках на саночном стенде ударных ускорений,

4 – эксперименты на шимпанзе на саночном стенде ударных ускорений;

Б – те же показатели для ударных ускорений вектора – Gx (спина – грудь):

1 – воздействие ударных ускорений на человека на стенде с ракетными салазками,

2 – данные по анализу несчастных случаев с людьми,

3 – эксперименты на собаках на саночном стенде ударных ускорений,

4 – эксперименты на шимпанзе на саночном стенде ударных ускорений.

Похожие статьи:

  1. Переносимость человеком воздействий ударных ускорений произвольного направления Исследования предельно переносимых ударных ускорений в основном были сосредоточены на...
  2. Предельно переносимые величины ударных ускорений по вектору +Z Оценка сводных данных Эйбэнда свидетельствует о том, что между величиной...
  3. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...

автор admin \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.