Дек 21

Предельно переносимые величины ударных ускорений поперечного направления (±Gx)

Тяжесть воздействия ударных ускорений отрицательного знака в направлении X зависит главным образом от особенностей фиксационно-привязной системы и позы тела, занимаемой человеком в момент соударения. Добровольцы-испытатели подверглись воздействию ударных ускорений этого направления величиной до 45 G и продолжительностью воздействия до 0,09 сек. при градиенте скорости 413 G/сек. Испытуемые фиксировались привязной системой, состоящей из плечевых, поясничного и бедренных ремней шириной 7,5 см, а голове и шее испытуемого до ожидаемого воздействия придавалось положение флексии. Скорость нарастания ускорения или время ее подъема до максимальной величины играли важную роль в генезе субъективно оцениваемых различий и явлений сердечно-сосудистой недостаточности шокового характера. В реальных условиях аварийного покидания, когда используются плечевой и поясной ремни-фиксаторы шириной 5 см, а на голове катапультирующегося члена экипажа к тому же имеется шлем весом от 1,5 до 2 кг правомерно ожидать травматических повреждений умеренной степени при величине ударного ускорения порядка 30 G. В случае катапультирования с сидением открытого типа человек может выдерживать воздействие ударных ускорений даже большей величины благодаря противодействию аэродинамических сил торможения. Если же член экипажа зафиксирован к креслу только поясным ремнем, его устойчивость к ударному воздействию значительно снижается. Добровольцы переносили без каких-либо заметных повреждений кратковременные воздействия ударных ускорений – GX величиной до 32 G, при которых скорость соударения была равна 4,69 м/сек, а длительность импульса ускорений – 0,001 сек. с градиентом нарастания 1600 G/сек.

В других исследованиях, где испытуемый был фиксирован только поясным ремнем, величины скорости соударения от 5,8 до 8,8 м/сек при величине ускорений в диапазоне от 11,4 до 20,0 G вызывали более выраженные болевые ощущения и небольшие травматические повреждения.

Устойчивость человека к воздействию ударных ускорений поперечного направления +GX вообще выше, чем по любой другой оси тела, если катапультирующийся надежно фиксирован по всей поверхности сидения. Ударные ускорения указанного вектора величиной до 35 G с длительностью импульса в 0,16 сек. и градиентом нарастания в 1115 G/сек вызывали у испытуемых относительно небольшие сдвиги в общем физикальном статусе.

В литературе был описан случай тяжелого травматического шока, развившегося у испытателя после экспериментального воздействия ударных ускорений того же направления величиной 40,4 G и продолжительностью воздействия 0,04 сек. с изменением скорости в 14,8 м/сек и градиентом нарастания ускорения в 2140 G/сек. Добровольцы-испытатели, подвергшиеся ударным воздействиям вектора +GX в диапазоне величин от 35 до 40 G с продолжительностью импульса 0,03 сек. и градиентом нарастания в диапазоне 4000–5000 G/сек, жаловались на болевые ощущения в области таза. У них были обнаружены отклонения в состоянии сердечнососудистой системы: брадикардия и снижение артериального давления, как систолического, так и диастолического.

Судя по имеющимся данным, предельно переносимым значением ударных ускорений с направлением +GX является величина 35 G при продолжительности действия импульса 0,1 сек. Это значение исключает травматизм. Человек может переносить более высокие величины ударных ускорений, но они сопровождаются травмами умеренной тяжести.

Похожие статьи:

  1. Физиологическое и патологическое действие ударных ускорений Большинство исследований по изучению действия ударных ускорений на организм человека...
  2. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  3. Переносимость человеком воздействий ударных ускорений произвольного направления Исследования предельно переносимых ударных ускорений в основном были сосредоточены на...

автор admin \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.