Сен 28

Направление перегрузки

Ускорение возникает при изменении скорости или направления движения тела. Величина ускорения, измеряемая в м/сек2 или кратным отношением к скорости свободно падающего в безвоздушном пространстве тела (9,81 м/сек2), в значительной мере определяется действующей на тело силой и его массой и обозначается буквой g (первая буква латинского слова gravitas — тяжесть). Например, ускорение, равное 35 м/сек2, приближенно может быть обозначено как 3,5 g.

Таблица 1. Эквиваленты терминологии ускорений (С. F. Gell [162])








Система I Система II Система III Система IV
Линейное движение А

Направление ускорения

Б

Инерционная результирующая по перегрузке на тело

авиационные обозначения (система I) описательные термины ускорений (система II) физио л огические термины (система III) физиологиче­ские обозначения (система IV) местная описательная термино­логия
Вперед + аХ Ускорение спина — грудь Поперечная А — Р, G + GX Глазные яблоки «внутрь»
Супинальная,

грудь — спина

Назад — аX Ускорение грудь — спина Поперечная Р — А, G — GX Глазные яблоки «наружу»
Прональная,

спина — грудь

Вверх — аZ Ускорение ноги — голова Положительная G + GZ Глазные яблоки «вниз»
Вниз + аZ Ускорение голова — ноги Отрицательная G — GZ Глазные яблоки «вверх»
Вправо + аy Ускорение вправо Боковая влево G + Gy Глазные яблоки «влево»
Влево — аy Ускорение влево Боковая вправо G — Gy Глазные яблоки «вправо»

Примечание. В системе III буква G используется как единица для выражения инерционной результирующей ускорения всего тела, кратной величины ускорения, обусловленного силой тяжести go— 980,665 см/сек2; А — Р — передне-задняя; Р — А — задне-передняя инерционная результирующая ускорения.

Материалы данной главы касаются лишь прямолинейных и радиальных ускорений. Прямолинейные ускорения возникают при увеличении или уменьшении скорости движения без изменения его направления; радиальные или центростремительные ускорения — при изменении направления движения тела. Наиболее ярким примером этому могут служить ускорения, отмечаемые при воспроизведении виражей на самолете, пикировании и вращении на центрифуге. Следует указать, что линейные и радиальные ускорения в зависимости от времени их действия условно делят на ударные (до десятых долей секунды) и длительные. Классификация последних подвергается дальнейшей разработке [83, 160, 161]. Направление сил инерции всегда противоположно направлению ускорения. В медицине и биологии часто употребляют термин «перегрузка» (инерционные силы). Перегрузки не имеют размерности и выражаются относительными единицами, по существу показывающими, во сколько раз увеличился вес тела при данном ускорении по сравнению с обычной земной гравитацией, т. е. это отношение динамического веса к его статическому весу в покое или при равномерном прямолинейном движении [41]. В зависимости от направления действия перегрузок по отношению к вертикальной оси тела различают продольные и поперечные. При направлении вектора перегрузки от головы к ногам говорят о положительных, а при направлении от ног к голове — об отрицательных перегрузках. Кроме того, различают поперечные (спина — грудь и грудь — спина), а также боковые (бок — бок) перегрузки. Направление вектора перегрузки имеет важное значение для определения характера ответных реакций организма. К сожалению, до настоящего времени нет единой терминологии и классификации ускорений, что приводит нередко к ошибочным трактовкам одних и тех же фактов и вызывает затруднения в понимании материалов при знакомстве с литературой. Заслуживает внимания принятая представителями ряда стран, входящих в Аэрокосмический комитет по проблемам ускорений, таблица эквивалентов терминологии [162]. Хотя она и не охватывает всех сторон этой важной проблемы, но все же, может быть полезной в практической деятельности. В настоящем разделе мы приводим только часть данных этой таблицы (табл. 1), имеющих непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам. Согласно рекомендациям Аэрокосмического комитета, вся терминология подразделена на две основные группы, объединенные в графах А и Б этой таблицы. В графе А представлены две разновидности терминологии по ускорениям, чаще всего употребляемые при исследованиях в области космонавтики. За основу этой терминологии берется направление ускорения массы. В графе Б — инерция органов, тканей и жидкостей неповрежденного организма. В принятой системе координат отсчета ось Z проходит через центр тяжести тела параллельно позвоночнику. Действие инерционной силы по оси Z в направлении вниз, от головы к тазу, обозначается символом + GZ (физиологически положительное ускорение, или положительная перегрузка); действие этих сил в обратном направлении обозначается символом — GZ (физиологически отрицательное ускорение, или отрицательная перегрузка); символ + GX указывает, что сила тяжести направлена поперечно от груди к спине (перегрузка «грудь — спина») и символ — GX обозначает перегрузку в направлении «спина — грудь». Боковые поперечные перегрузки обозначаются как + GY (справа налево) и — GY (слева направо). Центр тяжести летательного аппарата и направление осей в системе координат отсчета не совпадают с центром тяжести и направлением соответствующих осей тела пилота, относительно которых рассчитываются векторы инерционных влияний на организм. Таким образом, при оценке технических графиков ускорения летательного аппарата с точки зрения переносимости их человеком следует иметь в виду особенности физиологической терминологии, касающиеся инерционных влияний на организм. Однако в рассматриваемой таблице все же не учтен ряд важных факторов в действии ускорения на организм (время действия, градиент нарастания и др.), что требует дальнейшего совершенствования терминологии и классификации [83].

Похожие статьи:

  1. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...
  2. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  3. Особенности реакций человека, находящегося в свободной позе, на кратковременные ударные ускорения различного направления А. Ф. Коваленко, И. С. Васильев, Р. К. Кузмицкий, Л....

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.