Ноя 17

Методы исследования функции внешнего дыхания

В настоящее время при врачебном обследовании летного состава функциональное состояние системы внешнего дыхания оценивается преимущественно по результатам таких традиционных методов исследования, как спирометрия, перкуссия, аускультация и рентгеноскопия. В то же время известно, что за последние годы клиническая физиология дыхания обогатилась рядом новых методических приемов, позволяющих производить детальную количественную и качественную оценку функциональных показателей респираторной системы. К этим методическим достижениям следует отнести создание современных средств и методов исследования легочных объемов, механики дыхания, альвеолокапиллярной диффузии газов, вентиляционно-перфузионных отношений, регионарной гемодинамики легких и т. д. Основные из этих методов следующие:

Спирография – метод для измерения легочных объемов и оценки вентиляционной функции легких, отражающей такие анатомо-физиологические характеристики респираторной системы, как эластичность легких и грудной клетки, сопротивление дыхательных путей, силу и координацию дыхательной мускулатуры. Наиболее информативными спирографическими показателями являются жизненная емкость легких (ЖЕЛ), объем форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1,0) и максимальная вентиляция легких (МВЛ). В частности, ЖЕЛ имеет тесную корреляционную связь с возрастом и антропометрическими данными, зависит от положения тела, фиброзных и склеротических процессов, приводящих к рестриктивным формам нарушения вентиляции легких и уменьшению площади эффективного газообмена.

Проба Тиффно-Вотчала. С ее помощью определяются объем форсированного выдоха и отношение ОФВ1,0 (ЖЕЛ, %). При изменении бронхиальной проходимости органической или функциональной природы они уменьшаются и характеризуют обструктивные формы нарушения вентиляции легких.

Объем максимальной вентиляции легких (МВЛ) отражает интегральную вентиляционную способность респираторной системы, силу и координацию дыхательных мышц, и общее состояние физической тренированности обследуемого.

Для сопоставления результатов спирографических исследований, проведенных в разных барометрических и температурных условиях, легочные объемы приводятся к так называемым альвеолярным условиям (BTPS), то есть к окружающему барометрическому давлению, температуре тела. (37°) и полному насыщению водяными парами. Полученные при спирографии объемы легких оцениваются посредством их сравнения с должными величинами с учетом пола, возраста и антропометрических данных обследуемого (приложение).

Регионарные особенности объемов и вентиляции легких изучают с помощью методов вымывания азота, разведения гелия и радиоизотопного скеннирования.

Механика дыхания – раздел физиологии дыхания, посвященный изучению зависимостей между работой дыхательных мышц и биофизическими характеристиками респираторной системы, отраженных во взаимоотношениях внутригрудного давления, объемов легких и объемной скорости воздушного потока на протяжении дыхательного цикла.

Синхронная регистрация транспульмонального внутригрудного давления в пищеводе, пневмотахограммы и спирограммы позволяет определять количественные характеристики эластичности (растяжимости) легких, сопротивления дыхательных путей и работы, затрачиваемой на дыхание.

Растяжимость легких зависит от эластичности тканевых элементов, тонуса гладких мышц и кровенаполнения сосудистой системы легких, а также от поверхностного натяжения жидкостной пленки, выстилающей альвеолы. Каждый компонент эластичности легких может претерпевать существенные изменения в процессе жизнедеятельности и под влиянием различных факторов внешней среды. Нормальная растяжимость легких составляет около 0,2 л/см вод. ст.

Сопротивление дыхательных путей обусловлено трением потока воздуха об их стенки и зависит от длины и площади поперечного сечения воздухоносных путей, плотности и вязкости вдыхаемого газа, ламинарного или турбулентного режима потока. Физиологическая норма сопротивления дыхательных путей – около 2,0 см вод. ст./л/с.

Работа дыхания определяется величиной эластического и деформационного сопротивления легких и грудной клетки, сопротивлением дыхательных путей. Она расходуется на преодоление этих сопротивлений и составляет в норме около 0,5 кГм/мин.

Вентиляционно-перфузионные отношения в легких характеризуют распределение легочного кровотока относительно альвеолярного объема, которое в значительной степени определяет эффективность газообмена. Исследование вентиляционно-перфузионных отношений производят посредством определения альвеоло-артериальных градиентов парциального давления кислорода и углекислоты, расчета анатомического, физиологического и альвеолярного мёртвых пространств, измерения объема и скорости кровотока в разных зонах легких с помощью малоинерционных газоанализаторов и радиоизотопных методов. Неравномерность этих отношений, существующая в норме, может значительно возрастать под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов.

Диффузия газов в легких представляет собой важный компонент эффективного газообмена и зависит от анатомического строения, биофизических свойств альвеолокапиллярной мембраны и функционального состояния ее структур. Количественная характеристика этого процесса определяется диффузионной способностью легких, которая измеряется объемом газа, диффундирующего через мембрану в единицу времени, при разности его парциальных давлений по обе стороны мембраны в 1 мм рт. ст. и в норме для кислорода, составляет около 25 мл/мин/мм рт. ст.

Интегральная диффузионная способность легких образуется двумя компонентами: диффузионной способностью альвеолокапиллярной мембраны, зависящей от ее толщины и площади вентилируемой и перфузируемой альвеолярной поверхности, и объемом крови в легочных капиллярах.

Краткий и далеко неполный обзор современных пульмонологических методов исследований показывает, что эти методы позволяют определить функциональное состояние системы внешнего дыхания при воздействии различных факторов внешней среды и поэтому должны найти широкое применение в практике авиамедицинских исследований в отделениях ВЛЭ и ЛАМ.

Очевидно, что применение адекватных, функционально-диагностических методов должно быть дифференцированным. Простые, но достаточно информативные пульмонологические тесты, как, например, спирографию, можно рекомендовать для массовых обследований кандидатов в летные училища, курсантов и летчиков в условиях училищ и ЛАМ, более трудоемкие и сложные тесты, требующие квалифицированного персонала и соответствующую аппаратуру,– в условиях окружных госпиталей и наиболее сложные – для функционально-диагностических отделений центральных госпиталей.

Похожие статьи:

  1. Пилотажные перегрузки при дыхании чистым кислородом Современные самолеты-истребители способны выполнять маневренный воздушный бой на высоких скоростях...
  2. Дыхательная система Влияние ускорений на функцию внешнего дыхания определяется не только величиной...
  3. Врачебный контроль за функциональным состоянием системы внешнего дыхания у летного состава В результате экспериментальных исследований установлено, что гипоксия, гипероксия, дыхание под...

автор admin \\ теги: ,



Комментарии закрыты.