Ноя 19

Гипоксия дыхательная

Полеты современных самолетов, как правило, проходят в условиях разреженной атмосферы. Однако существующие режимы избыточного давления воздуха в их кабинах не обеспечивают идеальной защиты летных экипажей от гипоксической гипоксии, в результате чего они систематически подвергаются воздействию небольшой, соответствующей высотам 2000–2400 м, но в некоторых видах авиации достаточно продолжительной гипоксии. Кроме того, в случае нарушения герметичности кабины на больших высотах и правил эксплуатации кислородно-дыхательной аппаратуры экипажи самолетов могут подвергаться воздействию острого кислородного голодания, представляющего одну из наиболее грозных опасностей для их работоспособности и жизнедеятельности. Следует отметить также, что острая гипоксия широко используется в практике врачебно-летной экспертизы в качестве функциональной пробы. Поэтому вполне понятны неослабевающий интерес к проблеме гипоксической гипоксии в авиационной медицине и необходимость дальнейших исследований в этой области на основе современных методических достижений.

Известно, что ответные реакции организма при острой гипоксии обеспечиваются преимущественно функциональным напряжением сердечнососудистой и дыхательной систем. Причем в последние годы выяснилось, что наряду с увеличением мощности респираторной системы происходит экономизация ее деятельности за счет улучшения вентиляционно-перфузионных отношений в легких, увеличения объема лёгочного кровотока и усиления альвеолокапиллярной диффузии газов.

Во время барокамерных» испытаний на высоте 5000 м жизненная емкость легких уменьшалась в среднем на 5%, преимущественно за счет снижения резервного объема вдоха. Одновременно увеличились функциональная остаточная емкость (на 15%) и остаточный объём (на 20%).

Интерпретация уменьшения ЖЕЛ при гипоксии на основе широко распространенного мнения об увеличении внутрилегочного объема крови в настоящее время представляется недостаточно убедительной. Более обоснованной следует считать гипотезу об увеличении в условиях гипоксии тонуса инспираторных мышц, сопровождающегося смещением грудной клетки и легких вверх (в более инспираторную позицию). Это смещение влечет за собой некоторое ограничение резервного объема вдоха и соответственно ЖЕЛ при одновременном увеличении функциональной остаточной емкости легких (ФОЕ). В свою очередь увеличение ФОЕ нужно рассматривать как важный физиологический механизм адаптации к гипоксии, сглаживающий дыхательные колебания газового состава альвеолярного воздуха при обусловленной гипоксией повышенной чувствительности дыхательного центра к изменениям напряжения углекислоты и концентрации водородных ионов. Определенное значение в уменьшении ЖЕЛ имеет подъем диафрагмы вследствие расширения газов в брюшной полости при снижении барометрического давления.

Растяжимости легких при гипоксии уменьшается приблизительно на 20%, по-видимому, вследствие усиления тонуса гладкомышечных элементов легких под влиянием нервно-рефлекторных и гуморальных стимулов. Вместе с тем бронхоконстрикторный эффект гипоксии незначителен, так как сопротивление дыхательных путей существенно не изменяется. Более того, получены данные, свидетельствующие об увеличении эффективности вентиляции легких и оптимизации вентиляционно-перфузионных отношений при гипоксии.

Об уменьшении неравномерности этих отношений, присущей легким человека, особенно в вертикальной позе, указывает снижение артерио-альвеолярного градиента углекислоты. Этот градиент обусловлен наличием как анатомического шунта, обеспечивающего сброс венозной неоксигенированной крови справа налево через бронхиальные вены и прямые веноартериальные анастомозы, так и физиологическим шунтом, создающим венозную примесь к артериальной крови при протекании ее через перфузируемые, но невентилируемые альвеолы.

При гипоксии физиологический шунт снижается вследствие гипервентиляции, вовлекающей в процесс газообмена альвеолы, ранее находившиеся в состоянии физиологического ателектаза, а также вследствие повышения давления в легочной артерии, обеспечивающего более эффективный легочный кровоток через верхние зоны легких, обычно гипоперфузируемые.

Теоретические расчеты показывают, что в обычных условиях у здоровых людей диффузия газов через альвеолокапиллярную мембрану не лимитирует транспорт кислорода как в покое, так и при тяжелой физической нагрузке. Однако на высоте свыше 1600 м в результате снижения диффузионного градиента кислорода ограничение диффузии может служить существенным препятствием для транспорта кислорода, особенно при больших нагрузках, и вести к снижению физической работоспособности.

Физиологической компенсацией сниженного градиента кислорода при гипоксии является увеличение диффузионной способности легких. Гипервентиляция и повышенное давление в легочной артерии сопровождаются увеличением адекватно вентилируемой и перфузируемой альвеолярной поверхности и оптимизацией вентиляционно-перфузионных отношений в легких. Это способствует более интенсивной диффузии кислорода через альвеолокапиллярную мембрану.

Таким образом, компенсаторные реакции респираторной системы при острой гипоксической гипоксии проявляются в виде небольшого уменьшения жизненной и достаточно выраженного увеличения функциональной остаточной емкости легких, снижения растяжимости легочной ткани.

Диффузионная способность легких возрастает за счет повышения диффузионной способности альвеолокапиллярной мембраны при незначительном уменьшении объема легочной капиллярной крови. Неперфузируемый альвеолярный объем и альвеолокапиллярный градиент углекислоты снижаются, вентиляционно-перфузионные отношения становятся более равномерными. Указанные сдвиги носят легко обратимый характер и исчезают в течение 15 мин после окончания гипоксической экспозиции. Тем не менее, они свидетельствуют о функциональном напряжении в системе дыхания.

Похожие статьи:

  1. Дыхательная система Влияние ускорений на функцию внешнего дыхания определяется не только величиной...
  2. Методы исследования функции внешнего дыхания В настоящее время при врачебном обследовании летного состава функциональное состояние...
  3. Дыхательный аппарат человека Человек является жителем Земли и не приспособлен для жизни за...

автор admin \\ теги: , , ,



Комментарии закрыты.