Ноя 17

Факторы летного труда

Профилактика и лечение хронических неспецифических заболеваний легких в последнее время становятся одной из наиболее актуальных проблем здравоохранения. В ряде промышленно развитых стран мира бурный рост заболеваний хроническими бронхитами, эмфиземой легких и бронхиальной астмой, связанный с загрязнением внешней среды, воздействием на респираторную систему некоторых профессиональных условий труда и курения табака, оценивается как эпидемический.

Совершенно очевидно, что медицинские и социально-экономические аспекты этой проблемы приобретают большое значение и для авиационной медицины, так как многие профессиональные факторы летного труда могут вызывать функциональные изменения респираторной системы. К этим факторам относятся пилотажные перегрузки, перепады барометрического давления, дыхание под избыточным внутрилегочным давлением, сопротивление дыханию, оказываемое кислородно-дыхательной аппаратурой и другим защитным снаряжением, длительное дыхание чистым кислородом, особенности микроклимата кабин самолетов, климатических условий дислокации и др.

Результаты физиологических исследований свидетельствуют о том, что каждый из перечисленных факторов может вызывать изменение легочного газообмена, механики дыхания, альвеолокапиллярной диффузии газов и других функций легких. Однако эти изменения имеют достаточно легко обратимый характер и, как правило, быстро исчезают после окончания действия неблагоприятного фактора.

Вместе с тем не исключена вероятность того, что эти воздействия могут иметь потенцирующий эффект с острыми и подострыми (например, бронхит курильщика) заболеваниями респираторной системы и должны поэтому рассматриваться в качестве факторов повышенного риска возникновения функциональных респираторных расстройств, требующих постоянного медицинского контроля.

О необходимости целенаправленного динамического наблюдения за функциональным состоянием респираторной системы летного состава свидетельствуют также данные массового пульмонологического обследования практически здоровых летчиков. В результате обследования установлено, что в среднем у 5,6% из них и у 10% летчиков старше 40 лет имеется тенденция к снижению показателей функции внешнего дыхания. Это снижение еще не достигает нижней границы нормы, но приближается к ней и требует своевременных профилактических мероприятий. Поэтому понимание физиологических механизмов респираторных изменений, возникающих под влиянием факторов летного труда, и внедрение современных инструментальных методов исследования функционального состояния системы внешнего дыхания у летчиков должны способствовать раннему выявлению субклинических признаков легочной патологии, качественной диагностике заболеваний и объективизации врачебно-экспертных решений.

Профилактические рекомендации, основанные на физиолого-диагностических принципах, в свою очередь содействуют сохранению здоровья и боеспособности летного состава и продлению летного долголетия.

Похожие статьи:

  1. Пилотажные перегрузки при дыхании чистым кислородом Современные самолеты-истребители способны выполнять маневренный воздушный бой на высоких скоростях...
  2. Методы исследования функции внешнего дыхания В настоящее время при врачебном обследовании летного состава функциональное состояние...
  3. Врачебный контроль за функциональным состоянием системы внешнего дыхания у летного состава В результате экспериментальных исследований установлено, что гипоксия, гипероксия, дыхание под...

автор admin \\ теги: ,



Комментарии закрыты.