Ноя 19

Дыхание под избыточным давлением

В современной авиации дыхание кислородом под избыточным внутрилегочным давлением применяется как метод защиты летных экипажей от острой гипоксической гипоксии при аварийной разгерметизации кабин самолетов на высотах свыше 12 000 м.

В авиационной практике случаи разгерметизации относительно редки. Однако летчики подвергаются избыточному внутрилегочному давлению при наземной проверке комплектов кислородного оборудования перед полетами на большую высоту, при обучении дыханию и речи в защитном снаряжении.

Физиологические эффекты избыточного давления проявляются в функциональном напряжении сердечнососудистой и дыхательной систем. При повышении внутригрудного давления затрудняется венозный возврат к правому предсердию, возникает застой крови на периферии и уменьшается объем циркулирующей крови, повышается венозное и артериальное давление крови, изменяется ритм сердечных сокращений и характер ЭКГ. Растяжение легочной ткани избыточным давлением, компрессия и смещение органов средостения вызывают раздражение интерорецепторов легких, сердца и кровеносных сосудов, что ведет к изменению нервно-рефлекторной регуляции дыхания и кровообращения.

Дыхание под избыточным давлением до 25 мм рт. ст. без внешней компенсации, применяемое в практике врачебно-летной экспертизы в качестве функциональной пробы, сопровождается увеличением общей емкости легких в среднем на 15–20% за счет возрастания остаточного объема и функциональной остаточной емкости соответственно на 60 и 35%. Вследствие выраженного увеличения объема легких, происходит деформация и растяжение легочной ткани, что приводит к изменению её эластических характеристик: во время дыхания под избыточным давлением растяжимость легких уменьшается на 25% в результате деформационного напряжения элементов легочной ткани, а после окончания воздействия растяжимость резко (на 30–35%) возрастает и постепенно нормализуется в течение 15–30 мин.

Это обратимое изменение растяжимости объясняется гистерезисом легких вследствие раскрытия физиологических ателектазов, увеличения объема альвеол и изменения сил поверхностного натяжения в альвеолярной жидкостной пленке во время дыхания под избыточным давлением. После его окончания происходит постепенное восстановление физиологических ателектазов и нормализация измененных функций легких.

Установлено, что после ежедневного многократного дыхания под избыточным давлением не наблюдается кумулятивного уменьшения. эластичности легочной ткани, характерного для эмфиземы легких. Распространенный ранее взгляд на эмфизему легких как на профессиональное заболевание лиц, хронически подвергающихся растяжению легких, имеет в настоящее время мало сторонников. Обследование больших контингентов стеклодувов и музыкантов, играющих на духовных инструментах показало, что эмфизема легких у них встречается не чаще, чем у лиц других профессий, а если она и встречается, то это, как правило, вторичная эмфизема, развившаяся на фоне хронических воспалительных процессов в легких.

Применительно к летной практике отсюда следует вывод о необходимости запрещения тренировок дыхания под избыточным давлением, испытаний комплектов кислородного оборудования до полного выздоровления, после перенесенных заболеваний органов дыхания.

Во время дыхания под избыточным давлением в высотно-компенсирующем костюме, несмотря на то, что это давление может достигать 145 мм рт. ст., объем легких увеличивается значительно меньше, чем при дыхании без внешней компенсации, так как оболочка костюма препятствует расширению грудной клетки и поэтому растяжение легких с последующим изменением их эластичности также менее выражено.

Вместе с тем сжатие грудной клетки и живота защитным снаряжением (ВКК, ППК, привязная парашютная система) приводит к некоторому уменьшению объема легких, ухудшению вентиляции их отдельных зон, сокращению площади альвеолярной диффузии, увеличению работы дыхания и возрастанию объема крови в легких с тенденцией к застойным явлениям.

Эти изменения усугубляются при неравномерной подгонке ВКК с преимущественным ограничением подвижности нижних отделов грудной клетки и перекомпенсацией конечностей и области живота. При длительном пребывании в спецснаряжении с такой неравномерной подгонкой могут возникать ощущения одышки и дискомфорта.

Таким образом, дыхание под избыточным давлением создает значительную нагрузку на кардиореспираторную систему и вызывает ряд функциональных, обратимых изменений пульмонологических показателей. Внешняя компенсация избыточного давления существенно уменьшает интенсивность этих изменений. Однако, ношение высотного и противоперегрузочного снаряжения, привязной парашютной системы само по себе оказывает дополнительную нагрузку на дыхание, величина которой зависит от правильности подгонки спецснаряжения.

Похожие статьи:

  1. Дыхательный аппарат человека Человек является жителем Земли и не приспособлен для жизни за...
  2. Взрывная декомпрессия Взрывной декомпрессией называется внезапное, резкое падение барометрического давления в результате...
  3. Дыхательная система Влияние ускорений на функцию внешнего дыхания определяется не только величиной...

автор admin \\ теги: , , ,



Комментарии закрыты.