Сен 28

Длительные линейные и радиальные ускорения

П. В. ВАСИЛЬЕВ, А. Р. КОТОВСКАЯ

Институт медико-биологических проблем МЗ СССР, Москва, СССР В течение многих лет проблема влияния ускорений на организм человека находится в центре внимания специалистов по авиационной и космической медицине. Этой проблеме посвящено огромное число исследований с целью изучения характера и степени выраженности реакций со стороны систем организма при различных параметрах ускорений, установления порогов переносимости, выявления основных механизмов расстройств, вызываемых ускорениями, изыскания средств и методов повышения устойчивости организма к их воздействию. По всем этим вопросам накоплен значительный материал, который вошел в ряд учебных пособий [40, 117, 232, 233] и обобщен в монографических работах [41, 81, 161, 222]. Известно, что в некоторых случаях действие ускорений достигает пределов физиологической переносимости, и тогда могут возникнуть не только значительные нарушения работоспособности человека, но и некоторые патологические сдвиги. Усиленный интерес к проблеме действия ускорений на организм человека в последние годы был вызван необходимостью решения актуальных задач обеспечения полетов на космических кораблях. Эти полеты характеризуются рядом специфических особенностей, что прежде всего и рассматривается в настоящей главе. Медицинские проблемы действия ускорений, связанные с внедрением новой авиационной техники, могли бы быть предметом специального рассмотрения. Эти проблемы затрагиваются здесь лишь по мере необходимости. Ограниченный объем главы, к сожалению, не позволил авторам с необходимой полнотой разобрать все вопросы, относящиеся к действию ускорений на организм. Совершенно не затрагиваются вопросы, касающиеся продолжительного (недели, месяцы, годы) действия повышенной гравитации, вызывающей не только физиологические, но и выраженные морфологические изменения в организме. Результаты этих исследований, несомненно, важны и частично рассматриваются в предыдущей главе. Не рассматриваются данные о действии знакопеременных ускорений, комбинированное действие с другими факторами полета. Ряд материалов приведен очень кратко или в виде отдельных положений без должного анализа и соответствующих ссылок на литературные источники. Однако в отведенном объеме мы стремились привести как можно больше информации, которая могла бы быть полезной для соответствующих специалистов, связанных с обеспечением космических полетов. Считаем необходимым отметить, что наша работа над главой была существенно облегчена весьма обстоятельным обзором, подготовленным Е. М. Ротом, У. Г. Тайчнером, Р. Л. Крейгом, которым мы выражаем сердечную признательность.

Похожие статьи:

  1. Устойчивость человека к ускорениям и критерии ее оценки Оценка устойчивости организма к действию ускорений зависит от характера выбранного...
  2. Особенности реакций человека, находящегося в свободной позе, на кратковременные ударные ускорения различного направления А. Ф. Коваленко, И. С. Васильев, Р. К. Кузмицкий, Л....
  3. Направление перегрузки, вектор перегрузки, терминалогия перегрузок А. В. Иванов, И. А. Цветков Практика авиации, поставив человека...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.