Сен 25

Заключение о научной деятельности Павлова

До Павлова некоторые физиологи, главным образом в Германии, занимались отдельными вопросами физиологии головного мозга и получили ряд, хотя и разрозненных, но ценных фактов. За отсутствием специфического метода такого рода исследования не могли дать эффективных результатов.

Павлов с введением нового метода условных рефлексов впервые в истории человечества исследовал деятельность коры мозга планомерно, длительно, углубленно, разносторонне и объективно на основе  большого  экспериментального  материала.

Полученные факты позволили ему создать новую главу в физиологии — учение о высшей нервной деятельности.

Однако в данном очерке автор не преследовал цели изложить учение Павлова. Читателям, заинтересовавшимся научной деятельностью Павлова, мы рекомендуем две его книги — «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных» и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга». Задача настоящей книги — дать характеристику личности Павлова, рассказать о нем как о человеке, показать его преданность любимому делу, необычайную нравственную чистоту и требовательность к себе и людям, скромность и любовь к жизни.

Передовые люди России, выдающиеся представители русской науки Сеченов, Мечников, Тимирязев, а также передовые зарубежные ученые того времени оказали большое влияние на Павлова. Их пример помог ему воспитать у себя силу творческой мысли, огромную умственную работоспособность, сосредоточенность, последовательность и систематичность в научной деятельности, настойчивость и страстность в исследованиях, зоркую наблюдательность в соединении с глубоким экспериментальным анализом.

Все эти качества Павлов совершенствовал неустанным трудом.

Успешной научной деятельности Павлова очень помогла его жена, Серафима Васильевна, которая взяла на себя полностью все семейные и хозяйственные тяготы и тем предоставила Павлову возможность целиком отдаться научной работе. В особенности трудно ей пришлось в первые десять лет замужества, когда Павлов зарабатывал 70-90 рублей в месяц и когда появились дети, которых она сама и обшивала, и готовила к поступлению в гимназию, имея высшее педагогическое образование. Все это она выдержала стойко, мужественно и потому заслужила хорошую память о себе.

Заключить очерк как нельзя лучше можно письмом Павлова к молодежи, которое согрето страстным желанием передать ей свой жизненный опыт. Оно завещание молодому поколению. Оно — вдохновенный полет мысли.

«Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего — последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши „теории” — пустые потуги.

Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь — что „мое”, а что „твое”, но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

Наша родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно  отдать должное — науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого ученого у нас? Здесь, ведь, ясно и так. Ему многое дается, но с него много спросится. И для молодежи, как и для нас, вопрос чести — оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша родина».

Захватывающи последние строки письма: «…оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина». С гордостью и удовлетворением можно сказать, что сам Павлов — этот колосс в деяниях и чарующий человек — вполне оправдал эти упования и ушел от нас с надеждой, что и мы все, каждый на своем посту, оправдаем доверие и надежду народа.

Похожие статьи:

  1. Труд умственный Мне кажется, что основной целью молодости должно быть приучить себя...
  2. Иван Петрович Павлов – труд физический и отдых Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и...
  3. Достоинство Павлова И уж бы я не работал над самим собой, не...

автор admin \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.