Авг 18

Порядок. Систематичность. Последовательность

Последовательность, последовательность

и последовательность, с самого начала

своей работы приучите себя к строгой

последовательности в накоплении знаний.

И. П. Павлов

Иван Петрович Павлов но своему темпераменту принадлежал к сильному возбудимому типу нервной системы. Таким людям нелегко бывает ввести себя в русло строгого порядка и на протяжении всей жизни придерживаться его, оставаясь неизменно выдержанным, собранным, систематичным в работе.

У Павлова с его сильно выраженным страстным темпераментом процесс возбуждения, когда надо действовать, преобладал над торможением, когда надо сдержать себя. Поэтому Ивану Петровичу пришлось упорно и длительно работать над собой, чтобы уравновесить эти процессы. С юности он начал приучать себя к порядку в занятиях, к точному распределению времени для различных работ, к «последовательности в накоплении знаний».

Такой, казалось бы, пустяк, как выходить из дома и приходить в лабораторию точно в одно и то же время, Иван Петрович Павлов считал для себя абсолютно обязательным, а нарушение этого правила – распущенностью, которую не терпел ни в чем. Даже если он чувствовал себя не совсем здоровым, он вставал в обычное время, совершал полный туалет, надевал костюм, а не халат, и проводил время на диване, сидя или полулежа, за чтением легкой литературы.

В возрасте около 50 лет Иван Петрович Павлов начал полнеть. Это ему не понравилось (это – «распущенность»), и он па длительное время установил для себя сокращенный рацион, хотя любил поесть плотно и вкусно.

На заседания, лекции или доклады Иван Петрович всегда являлся без опоздания и минута в минуту начинал свое выступление. И публика, собиравшаяся на всякого рода собрания обычно небрежно, на собрания с участием Павлова приходила аккуратно, и заседание открывалось в назначенное время. Уже в этом сказывалась организующая и воспитательная роль Павлова.

Когда Иван Петрович Павлов стал пользоваться автомобилем для поездок в лабораторию и домой, то первым делом установил соревнование с шофером на точность подачи им автомобиля, а со своей стороны обязался аккуратно в назначенное время выходить из парадной двери. Часы свои оба соревнующихся ставили одинаково и часто сверяли. В первые же дни Иван Петрович Павлов поймал шофера на том, что тот приезжал заранее и стоял некоторое время недалеко от квартиры Павлова в ожидании его выхода. Иван Петрович Павлов добродушно поиздевался над этой проделкой шофера и объявил такое соревнование недействительным. Начали все снова. И в дальнейшем в течение ряда лет оба соревнующихся оказывались, к обоюдному удовольствию, на высоте положения, причем шофер научился и приспособился точно рассчитывать скорость машины и время.

Иван Петрович Павлов органически не терпел любую распущенность. Он, например, перестал посещать заседания Ученого совета Института экспериментальной медицины потому, что они начинались с опозданием и из-за этого приходилось терять напрасно драгоценное время.

Во время отпуска, казалось бы, можно было позволить себе вольность в распорядке дня. Однако и на даче Иван Петрович Павлов придерживался строгого режима, вставал, занимался физической работой, отдыхал и купался в определенное время. Примечательно, что купался он и в ветер, и в дождь – в любую погоду, и ничто не могло помешать сложившемуся порядку. Позволь себе Иван Петрович Павлов два–три раза нарушить установленный режим, и достигнутая с трудом подтянутость ослабела бы или совсем исчезла. Иван Петрович хорошо понимал это и потому твердо соблюдал заведенный порядок как в научных и общественных делах, так и в своей личной жизни.

Привычка к порядку в любом деле, малом или большом, позволила Павлову классифицировать и систематизировать невиданный по масштабу экспериментальный материал. За 35 лет работы над проблемами условных рефлексов у Павлова накопилось огромное количество тем, вопросов, множество фактов. Их число могло подавить любого научного работника. Нельзя забывать также о том, что исследования Павлова были связаны с изучением высшей нервной деятельности человека, области чрезвычайно сложной. Это создавало особые трудности, тем не менее систематизация экспериментального материала была доведена Павловым до совершенства.

Огромная умственная трудоспособность, чрезвычайная страсть к истине, к фактам и систематизация фактов по темам и проблемам, по отделанности и достоверности, по большему или меньшему значению их на данном этапе исследования, по перспективности и значению для всего учения о высшей нервной деятельности в целом делали Павлова хозяином своего дела, позволили ему вместо хаотического накопления фактов держать их в стройной системе и хорошо ориентироваться в них. Строгий порядок помогал Павлову ясно видеть путь, по которому надо идти вперед к более глубокому познанию сложной работы головного мозга.

И еще одно замечательное свойство натуры Павлова – последовательность в работе. Хорошим подтверждением этого служит его книга «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». Здесь можно проследить, как шаг за шагом Иван Петрович Павлов последовательно, по мере накопления фактического экспериментального материала, все шире и глубже раскрывал многообразные стороны корковой (мозговой) деятельности.

Последовательность имеет огромное положительное значение во всех наших делах.

При обучении ремеслам последовательность – необходимое условие. Нельзя стать мастером своего дела, не научившись предварительно владеть инструментом, держать руки и туловище при работе в нужном положении, не научившись делать сначала простые вещи и лишь постепенно, последовательно переходить к мастерству все более и более сложному.

В школе последовательность обучения достигается благодаря программам, направляющим занятия учеников от усвоения простого материала до преодоления сложных дисциплин. Однако некоторые студенты, которым предоставлена в значительной мере самостоятельность, отступают от последовательности в прохождении курса, в особенности при подготовке к экзаменам. Вместо того чтобы обратиться ко второй главе учебника последовательно, т. е. после того как ясно и прочно усвоена первая глава, после второй таким же путем к третьей и т. д., они, не имея выдержки и терпения, прочитывают сразу весь учебник, в результате чего в голове – хаос. Прочитывают еще и еще раз весь учебник – и все-таки твердого и отчетливого знания не остается. Иван Петрович Павлов, несмотря на свою нетерпеливую натуру, самовоспитанием развил и закрепил к себе такую сильную выдержку, что смог идеально проявлять последовательность и быть в этом образцом для других.

Похожие статьи:

  1. Иван Петрович Павлов – труд физический и отдых Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и...
  2. Иван Петрович Павлов и Факты Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Факты – это воздух ученого. И....
  3. Иван Петрович Павлов и Научная деятельность Под нервизмом понимаю физиологическое направление, стремящееся «распространить влияние нервной системы...

автор \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.