Сен 22

Мировоззрение Павлова

…Павлов построил учение об условных рефлексах, учение материалистическое по идеологии, диалектическое по методу…

Л. А. Орбели

На формирование материалистического мировоззрения Павлова, кроме революционных демократов Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева, огромное влияние оказал И. М. Сеченов своими исследованиями и материалистическими взглядами на деятельность центральной нервной системы, изложенными в ряде статей и в монографии «Рефлексы головного мозга».
Прохождение курса естественных наук в университете и собственные экспериментальные работы помогли Павлову сформироваться как материалисту-диалектику. И это понятно, если иметь в виду, что Павлов был абсолютно добросовестным научным деятелем, строго придерживался фактов, базируя и тренируя на них свое мышление, объективно, без предвзятых измышлений изучал физиологические процессы. Это закономерно приводило исследователя на позиции диалектического материализма, так как все явления в природе по своей сути диалектичны. В учении Павлова о высшей нервной деятельности диалектический материализм нашел новое естественнонаучное обоснование, а законы диалектического материализма о материальности мира, о первичности материи и вторичности сознания, о психической деятельности, как продукте высокоорганизованной материи (головного мозга), о движении материи и закономерном развитии ее, о познаваемости мира, об единстве и борьбе противоположностей получили экспериментальное подтверждение. Вся высшая нервная деятельность трактовалась Павловым как постоянная смена одних условных рефлексов другими, происходящая во времени и в пространстве головного мозга. И сознание Павлов понимал материалистически, связывая его с мышлением, а последнее — с образованием положительных и отрицательных условных рефлексов. И так как условные рефлексы появляются в младенческом возрасте, а затем постепенно накапливаются, усложняются и уточняются, то и мышление, и сознание также развиваются, усложняются и у взрослого человека достигают высокого совершенства. Поэтому мистика и дуализм здесь категорически исключаются.
Всей своей огромной практической, экспериментальной работой Павлов по существу вел непримиримую борьбу с идеалистическими концепциями, с такими сторонниками этой концепции, как американский психофизиолог Лешли, крупный английский физиолог Шеррингтон, американский психолог Вудворс, немецкие психологи Вертгеймер, Коффка, Келер, Леви и др. Ограничимся двумя примерами.
Лешли обрушился на материалистическую рефлекторную теорию, на которой зиждется и условно-рефлекторная деятельность. Павлов в статье «Ответ физиолога психологам» ответил: «Материал (собранный Лешли. — И. Р.) приносится в жертву основной предвзятой (разрядка моя. — И. Р.) тенденции — доказать, что “рефлекторная теория стала теперь скорее препятствием, чем пособником прогресса” при изучении церебральных функций… Я постоянно встречал и встречаю немало образованных и умных людей, которые никак не могут понять, каким образом можно было бы когда-нибудь целиком изучить поведение, например, собаки вполне объективно, т. е. только сопоставляя падающие на животное раздражения с ответами на них, следовательно, не принимая во внимание ее предполагаемого по аналогии с нами самими субъективного мира. Конечно, здесь, разумеется, не временная, пусть грандиозная, трудность исследования, а принципиальная невозможность полного детерминизирования. Само собой разумеется, что то же самое, только с гораздо большей убежденностью, принимается и относительно человека. Не будет большим грехом с моей стороны, если я допущу, что это убеждение живет и в части психологов, замаскированное утверждением своеобразности психических явлений, под которым чувствуется, несмотря на все научно приличные оговорки, все тот же дуализм с анимизмом, непосредственно разделяемый еще массой думающих людей, не говоря о верующих». Кстати, из этой цитаты и из слов Павлова на клинической «среде» 12 апреля 1933 года («В 14—15 лет я прочел Чернышевского и был поражен реальностью и силой мыслей, и я в три дня переделался… А благодаря этому Христу сколько народу было сожжено, сколько народу было в римском цирке зверями растерзано!») видно, что Павлов не был верующим, как об этом иногда приходится слышать.
Второй пример. Крупный английский физиолог Шеррингтон, много сделавший полезного в изучении физиологии нервной системы и особенно спинного мозга и подходивший к этому вопросу материалистически, остался идеалистом в отношении физиологии головного мозга. Павлов на «средах» неоднократно резко критиковал Шеррингтона. Так, на одной из «сред» Павлов говорил: «Нет никакого сомнения, что Шеррингтон выступил в теме, очевидно, ему близкой — “Мозг и его механизмы”. Он всю жизнь был неврологом, занимался нервной системой, правда, больше нижним отделом, спинным мозгом, чем верхним мозгом.
Сравнивая законы головного мозга и его механизмы, он приходит к чрезвычайно странному заключению. Он, оказывается, до сих пор вовсе не уверен в том, что мозг имеет какое-нибудь отношение к нашему уму…
Это чисто дуалистическое представление… Может быть, он дуалист, крепко делит свое существо на две половины: на грешное тело и на вечно живущий, никогда не умирающий, дух. Меня поражает еще больше то, что он почему-то считает вредным познание этой души и говорит, …что если лучшие между нами кое-что постигли в нервной системе, то это уже опасная штука, это грозит уничтожением человека на земле. При этом он прибавляет довольно дикую фразу в моих глазах: „Если человек так начнет в себе понимать эти вещи и будет на основании понимания себя как-то экономно направлять их», — экономно — это хорошо, значит, я дольше себя сохраню, а он добавляет, — „то наша планета вновь освободится для ближайшей эры животного господства». Как вам нравится, что это такое? Дикая вещь.
Ну, прекрасно, допустим, что душа — это вещь, которая не имеет никакого отношения к телу, вроде отношения игрока, пианиста к роялю, то все-таки каким образом познание души может быть вредно? Каким образом оно может повести к уничтожению человека, я желаю знать? Еще Сократ сказал: „Познай самого себя”. Как же это? А тут ученый человек, невролог говорит: „Не смей познавать!”…
„Если нервная деятельность имеет отношение к уму”, то он думает, что это именно только торможение. Значит, положительная работа — это ни к чему, а торможение, прекращение работы — это как будто к душе подходящее. Буквально так и говорился, что „если признать, что нервная деятельность имеет отношение к уму, то мы едва ли можем избежать вывода, что именно нервное торможение и есть ум”. Почему же эта главная положительная деятельность отбрасывается, почему она отношения к уму не имеет, а умом является лишь торможение?.. Я нахожу, что это не то что недоразумение какое-то, это просто какое-то недомыслие, это искажение смысла! Я делаю предположение, что он больной, хотя ему всего 70 лет, что это явные признаки постарения, дряхления…
Теперь, я могу доказать, что он дуалист, анимист. Это явствует из того, что в 1912 г., 22 года тому назад, он мне сказал в Лондоне, когда я впервые с ним встретился: „Ваши условные рефлексы не будут иметь успеха в Англии, потоку что они пахнут материализмом… .
Только так и можно понять, что человек к концу жизни стал заклятым дуалистом, анимистом».
Если бы Павлов корректировал «Павловские среды», то он, возможно, критиковал бы Шеррингтона мягче, отчего, однако, суть дела — энергичная критика идеалистических концепции — не изменилась бы. Отсюда и из других примеров видна принципиальность Павлова в деловых спорах и в критике, не взирая на лица. К Шеррингтону он относился с большим уважением как к выдающемуся научному деятелю и, несмотря на это и на личное знакомство, все-таки выступал резко против его неправильных взглядов.
«Война» Павлова с идеалистами и его учение о высшей нервной деятельности укрепляли позиции материализма и способствовали вытеснению идеализма из естествознания.

Похожие статьи:

  1. Труд умственный Мне кажется, что основной целью молодости должно быть приучить себя...
  2. Иван Петрович Павлов – труд физический и отдых Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и...
  3. Павлов про связь физиологии с медициной Единство теории и практики Понимаемые в глубоком смысле физиология и...

автор admin \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.