Авг 18

Иван Петрович Павлов – самоусовершенствование трудовое, умственное и нравственное

С тех пор, как я себя помню хорошенько,

я всячески хлопотал об умственном

и нравственном усовершенствовании.

И. П. Павлов

Иван Петрович Павлов рос крепким мальчиком, но в 8-летнем возрасте, упав с помоста для сушки яблок на каменный пол, сильно ушибся, стал болеть и хиреть. Из-за отсутствия квалифицированной врачебной помощи Павлова «лечили» домашними средствами, которые не могли дать необходимого результата, а многочисленность семьи и материальная стесненность не позволяли создать тщательный и соответствующий уход. Тогда мальчика взял на свое попечение одинокий крестный отец и продержал у себя больше года.

Крестный отец начал с усиленного питания Павлова, заставлял мальчика систематически делать гимнастику по утрам, приучал плавать, ездить верхом, играть в городки и кататься на коньках. Кроме того, Иван Петрович Павлов должен был помогать своему воспитателю в работах в саду и на огороде. Он же приучил его развивать обе руки (Иван Петрович Павлов был левша), и Иван Петрович Павлов впоследствии мог хорошо оперировать как правой, так и левой рукой.

Крестный был человек строгий и требовательный, был постоянно занят каким-нибудь делом, а своими рассказами и чтением поддерживал у Павлова интерес к книге. Пример просвещенного по своему времени, внешне строгого, но доброго и отзывчивого воспитателя, его привычка к труду, выполнение каждого дела добросовестно, привычка к порядку в занятиях, любовь к чтению и размышлениям – все это воспринял любознательный мальчик. В дальнейшем Иван Петрович Павлов уже сознательно, настойчиво и систематически развивал, укреплял и совершенствовал то, что было заложено в юности. А для ученого, даже высокоодаренного, работоспособность и систематичность в работе – необходимые условия плодотворной деятельности.

Известно много фактов, говорящих о большой работоспособности Павлова. Так, например, в студенческие годы, чтобы научиться читать научную литературу на английском языке, он в одно лето не поехал домой на каникулы, а остался в Петербурге, достал учебник английского языка Нурока, выучил грамматику и несколько тысяч слов и стал свободно читать, правда, без английского произношения.

Привычка с юных лет к труду особенно пригодилась Павлову, когда он в 30-летнем возрасте получил в заведование физиологическую лабораторию при клинике знаменитого русского терапевта профессора С. П. Боткина, в которой пробыл около десяти лет. Здесь впервые Иван Петрович Павлов подошел к большим экспериментальным исследованиям. Работы было много, и Иван Петрович Павлов часто просиживал в лаборатории с 9 часов утра до 12 часов ночи. Здесь-то он и получил крепкую закалку экспериментатора и влечение к коллективному труду. Об этом времени Иван Петрович Павлов всегда вспоминал с благодарностью и теплотой, хотя лично для себя научных работ ему удалось здесь сделать немного.

Когда в возрасте 41 года Иван Петрович Павлов стал профессором иполучил кафедру фармакологии в Военно-медицинской академии, а в Институте экспериментальной медицины заведовал физиологическим отделом, он был уже сложившимся самостоятельным научным исследователем. Мировое признание научных заслуг не остановило ученого в его неустанных поисках и исследованиях. Он упорно продолжал работать, и труд дал свои прекрасные плоды. Укоренившаяся привычка к систематическому и постоянному труду помогла Павлову достичь еще больших высот – создать учение о высшей нервной деятельности.

Умственное развитие началось у Павлова рано. Впоследствии он вспоминал: «Кто не помнит истинного, неутешного горя, грызущей тоски, когда нет случая достать книги? Разве позабудется страсть, с какой ловишь давно жданную книгу? У меня сейчас как живая перед глазами стоит сцена, как несколько нас семинаристов и гимназистов в грязную холодную осень по часу стоим перед запертой дверью общественной библиотеки, чтобы захватить первым книжку „Русского слова» со статьею Писарева» (из воспоминаний С. В. Павловой).

Умственному развитию способствовала и обстановка в семинарии, где, как говорил Иван Петрович, была возможность «следовать индивидуальным влечениям»(здесь и дальше в кавычки взяты краткие выражения и отдельные слова Павлова). Может быть, благодаря этому именно из семинарий тех лет вышло так много замечательных людей.

В 30-летнем возрасте Иван Петрович Павлов пишет: «Молодой ум есть ум деятельный. С одной стороны (особенно в семинариях и гимназиях), куча обязательного умственного труда, с другой стороны, какая масса книг и статей осваивается охотой. Едва ли можно сомневаться, что в молодости человек читает больше, чем какой-нибудь ученый, весь погруженный в книги. Я всегда жалею, что не вел счета прочитанным книгам. Эти цифры были бы назидательны для настоящего… Эта деятельность есть выражение сильной потребности, это есть жизнь в полном смысле слова… А восторг, когда одолеешь какую-нибудь трудную задачу! Я не позабуду радости, которую испытал, понявши после возни целого вечера ньютонов бином. А дрожь, которая пробегает по телу, когда встретишься с человеком или книгой, которые говорят не то, что ты считал истинным! А отчаяние, когда сила новых фактов и идей разрушает твоих старых богов! Это ли не умственная деятельность?»

И еще: «Мне кажется, что основной целью молодости должно быть приучить себя думать… Думать – это упорно исследовать предмет, иметь его в виду и ныне и завтра, писать, говорить, спорить о нем, подходить к нему с одной и другой стороны, собрать все доводы в пользу того или другого мнения о нем, устранить все возражения, признать пробелы, где они есть, короче – испытать и радость и горе серьезного умственного напряжения, умственного труда. Только так действуя теперь в молодости, ты никогда впоследствии не согласишься расстаться с этими ощущениями, променять их на что-нибудь, только тогда умственная потребность окажется действительно неистребимой потребностью… Только человек, действительно развивший в себе логическую силу, будет всегда неудержимо влечься в область мысли… В пору молодости природа как бы дразнит, возбуждает вкус к радостям умственной жизни, как бы в дверь показывает интересное привлекающее царство мысли. Но войдет в него только тот, кто, очарованный его видом, предпримет серьезную и трудную работу, чтобы сделать себя достойным его». (Из воспоминаний С. В. Павловой.) Эти замечательные слова говорят о духовной мощи Павлова.

Сознательное нравственное самовоспитание Павлова началось в семинарские годы и продолжалось всю жизнь. Отдать себя служению своему народу; быть честным в любых условиях: беречь правду в отношениях между людьми; отстаивать свое достоинст во, не посягая на достоинство других; крепко держать свое слово; быть скромным; трудиться, не жалея сил, вкладывая в свой труд все знания, умение, упорство, внимание, аккуратность и добросовестность; не останавливаться на достигнутом, а постоянно идти вперед, совершенствуя свое дело; быть добрым и отзывчивым; не распускаться, а быть собранным, подтянутым в быту, на работе, в общественных делах – этот кодекс поведения Иван Петрович Павлов горячо воспринял и выполнял до конца своей жизни.

Таким образом, и влияние социальной среды, и примеры близких людей, и неустанная работа над собой помогли Павлову стать великим ученым-естествоиспытателем.

Похожие статьи:

  1. Иван Петрович Павлов – труд физический и отдых Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и...
  2. Иван Петрович Павлов и Факты Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Факты – это воздух ученого. И....
  3. Иван Петрович Павлов и Научная деятельность Под нервизмом понимаю физиологическое направление, стремящееся «распространить влияние нервной системы...

автор \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.