Авг 18

Иван Петрович Павлов – Педагог и воспитатель

Вообще Иван Петрович обладает громадным педагогическим талантом…

В. В. Савич

О педагогической деятельности Павлова следует сказать особо.

В 1875 году, после окончания университета, он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (в 1881 году она была преобразована в Военно-медицинскую академию) и с 1876 по 1878 год состоял помощником профессора Устимовича в физиологической лаборатории ветеринарного отделения академии. Здесь, надо думать, и началась его педагогическая работа на практических занятиях со студентами.

Преподавание физиологии животных Иван Петрович Павлов вел на курсах фельдшериц при Георгиевской общине сестер милосердия (Петербург) в течение 1878-1881 годов. Уже на первых занятиях выявилась его характерная особенность как лектора: не читать, как принято говорить, лекции, а передавать материал в простой, ясной, всем понятной разговорной форме, что впоследствии вылилось в высокое мастерство. Огромный успех и увлекательность лекций Павлова сохранились в памяти его современников, О большом интересе к лекциям Павлова свидетельствует такой факт. Жена принца Ольденбургского, начав посещать лекции как попечительница курсов, вскоре стала их исправной слушательницей.

В 1886 году, после получения в 1883 году ученой степени доктора медицины, Иван Петрович Павлов читал курс лекций по физиологии прикомандированным врачам клинического военного госпиталя.

В 1888 году, будучи приват-доцентом, он читал лекции студентам Военно-медицинской академии.

И, наконец, став в 1890 году заведующим кафедрой фармакологии, Иван Петрович Павлов развернул педагогическую работу со студентами Военно-медицинской академии, сначала на этой кафедре, а с 1895 года – на кафедре физиологии и продолжал ее до 1925 года.

В те времена преподавание физиологии в университетах, в медицинских и педагогических институтах ограничивалось, как правило, чтением лекций без достаточного подкрепления теоретического материала опытами. И. М. Сеченов первый в России вел преподавание физиологии с обширной демонстрацией опытов. Иван Петрович Павлов под влиянием проф. Циона, своего учителя, талантливого физиолога, обладавшего «поистине артистическою способностью ставить опыты», и еще более под впечатлением блестящей научной и педагогической деятельности И. М. Сеченова организовал демонстрацию опытов почти на каждой лекции. Такие демонстрации он проводил систематически на протяжении трех десятков лет всегда, когда это было возможно и необходимо. Верный своему принципу, Иван Петрович Павлов начинал курс физиологии с пищеварения, с области, наиболее им разработанной и наиболее доступной для начинающих по ясности и точности фактов и по наглядности показываемых опытов, предварительно проведенных и проверенных в лабораториях. Если, например, речь шла о физиологии слюнных желез, то на собаках с заранее подготовленной слюнной фистулой демонстрировалась топкая приспособительная деятельность этих желез. Иван Петрович Павлов приглашал кого-нибудь из студентов сесть около собаки и отсчитывать по каплям или в кубических сантиметрах слюну, отделяющуюся то на камешки, то на песок, то на кислоту, то на кусочки сырого мяса, то на сухой мясной порошок. При этом слюны выделялось разное количество и слюна была, то жидкой, то густой в зависимости от раздражителя. Студент должен был громко называть всякий раз количество слюны на каждый раздражитель. Иван Петрович Павлов обращался к аудитории с предложением высказывать свои соображения и задавать вопросы о непонятных местах в опыте или в его изложении. Это, конечно, оживляло лекцию, поднимало интерес к предмету и делало материал понятным, а усвоение физиологии при наглядности изложения более прочным. Так проходила лекция за лекцией в течение всего курса физиологии. Подобно лекциям о слюнных железах проходил и иллюстрировался курс физиологии желудка, поджелудочной железы, печени, кишечника, почек и прочих органов. Перед глазами студентов все более и более выявлялись физиологические функции и их причинная зависимость, точная и разнообразная приспособляемость организмов к окружающей среде, что Иван Петрович Павлов тут же резюмировал и подчеркивал. Таким образом, лекции Павлова приобретали характер собеседований.

Иногда над вопросами, которые задавали студенты, Павлову приходилось задумываться, а иногда и откладывать ответ, чтобы еще раз проверить его в лаборатории специальным экспериментом. После этого Иван Петрович Павлов давал исчерпывающий ответ, расширяя его дополнительными сведениями и всегда при этом обращая внимание студентов на значение фактов, полученных в эксперименте.

Студентов воодушевляло отношение Павлова к опытам на лекциях. Иван Петрович часто говорил, что он всегда с наслаждением смотрит даже на старые опыты, которые много раз демонстрировались и которые при соблюдении необходимых условий воспроизводятся всегда одинаково и точно. Это значит, указывал он, что знание дает нам власть над физиологическими процессами, пока лишь некоторыми, но несомненно, что в будущем человек подчинит себе больше деятельность организма.

Насколько курс Павлова по физиологии был захватывающим, свидетельствуют воспоминания старых врачей, окончивших когда-то академию и видевших массу точных демонстраций. Они рассказывают, что в лекциях Ивана Петровича захватывала именно деловая сторона – интересно, толково и четко излагаемый физиологический материал, подтверждаемый экспериментами.

Нередко приходилось слышать от врачей, что опыты из лекционного цикла Павлова запоминались надолго, а насыщенность лекций фактами облегчала им лечение и распознавание заболеваний как отклонение от нормальной жизни организма. Эту норму они хорошо запомнили на лекциях Павлова. При этом кафедру физиологии они вспоминали особенно тепло, а Павлова – почтительно и любовно.

Так как из бывших слушателей-студентов некоторые становились учениками Павлова и научными сотрудниками, а затем и профессорами, заведующими кафедрами физиологии во многих городах России, то естественно, что они были пропагандистами павловских приемов и в научной работе, и в преподавании, вследствие чего влияние Павлова и его достижений получило широкое распространение.

Педагогическая и воспитательная работа Павлова не ограничивалась лекциями для студентов. Среди научных сотрудников в лабораториях эта работа продолжалась упорно и систематически. Если студентам Иван Петрович Павлов преподавал физиологический материал уже апробированным, то в лабораториях, где шли исследования и разработка новых вопросов, педагогическая и воспитательная роль руководителя приобретала особое значение. Об этом мы рассказали выше.

Похожие статьи:

  1. Иван Петрович Павлов – труд физический и отдых Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и...
  2. Иван Петрович Павлов и Факты Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Факты – это воздух ученого. И....
  3. Иван Петрович Павлов и Научная деятельность Под нервизмом понимаю физиологическое направление, стремящееся «распространить влияние нервной системы...

автор admin \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.