Авг 18

Иван Петрович Павлов и Коллекционирование

Всю жизнь Иван Петрович был страстным коллекционером.

Менял он только предметы своей страсти.

С. В. Павлова

Собирание, накопление и систематизация научных фактов были для Павлова в какой-то мере коллекционированием, которое очень помогало ему в работе. Однако эта страсть к коллекционированию не ограничивалась только наукой. В разное время Иван Петрович Павлов собирал то книги, то бабочек, то растения, то марки, то картины русских художников.

Коллекционирование книг организовано было Павловым своеобразно. В семье установилась традиция: в день рождения каждого из шести членов семьи ему в подарок покупалось собрание сочинений какого-либо писателя. Это правило сохранялось так настойчиво и долго, что вызывало у членов семьи даже недовольство.

Коллекционирование растений и бабочек началось еще в юности в Рязани. Эта страсть доходила до того, что, ползая по траве за какой-нибудь редкой и красивой бабочкой, Иван Петрович Павлов наделял ее самыми нежными названиями.

Как и с чего началось собирание Павловым почтовых марок, неизвестно, но интересен следующий случай. В дореволюционное время Институт экспериментальной медицины как учреждение, находившееся под покровительством принца Ольденбургского, посетил сиамский принц со своей свитой. После демонстрации лаборатории Иван Петрович Павлов, охваченный страстью филателиста, обратился к одному из членов свиты принца с вопросом: «А нельзя ли получить коллекцию сиамских марок?». Вскоре Иван Петрович получил эту коллекцию.

Все знакомые и приятели из научного мира, получавшие постоянно заграничную корреспонденцию, были Павловым забронированы и должны были передавать ему все марки.

Собирание картин русских художников началось, по-видимому, после личного знакомства Павлова с некоторыми художниками и увлекательных разговоров с ними об их творчестве. Эта страсть выражалась не только в собирании картин, но и в регулярном посещении художественных выставок и музеев. Коллекция картин Павлова была сравнительно небольшая, но ценная по составу и именам художников. Это увлечение было для Ивана Петровича хорошим отдыхом. Во время болезни, когда приходилось лежать в постели, Иван Петрович Павлов нередко просил снять со стены любимую картину и поставить на стул перед ним. Лежа, он подолгу внимательно всматривался в нее, любовался и анализировал содержание картины, причем анализ содержания картины у Павлова преобладал над чисто художественным восприятием. Подводя гостя, например, к картине Васнецова «Три богатыря», Иван Петрович Павлов пояснял: «Вот посмотрите на Илью Муромца: сам он могуч и конь его могуч, сам он бесхитростный и конь его такой же, в них достаточно непомерной силы. А вот Добрыня Никитич: силы и мощи уже поменьше и у него самого и у коня, но зато проглядывает некоторая забота, беспокойство, какое-то обдумывание, открытой простоты могучего Ильи Муромца уже нет. И теперь посмотрите на Алешу Поповича: и сам он и конь его огромной силой похвастаться не могут, но зато ум и хитрость бьют в глаза, а конь так и норовит причинить вам какую-нибудь каверзу, выкинуть какую-нибудь штуку. На одну силу им рассчитывать не приходится, не так много ее, требуется хитрость и смекалка». Из своего анализа картин Иван Петрович Павлов, вероятно, и заключал, что у художников ум преимущественно синтезирующий, а у ученых анализирующий, у художников глаз и ум берут предметы и явления в целом, а ученый сначала анализирует, разлагает предметы и явления на составные части, исследует детали, а потом уже переходит к синтезу, к пониманию предмета и явления в целом. Все это, конечно, относительно, ибо и художнику приходится анализировать тему будущей картины, собирать по деталям исторический и другой материал, отделывать детали. Иван Петрович Павлов хотел подчеркнуть только, что восприятие и память художников отличаются от восприятия и памяти обыкновенных людей целостностью образов предметов и явлений.

Приведенные краткие заметки помогают уяснить важную черту темперамента Павлова – страстность в соединении с настойчивостью.

В заключение этой главы приведем нашу запись рассказа Павлова (31 марта 1928 г.) об его отношении к коллекционированию. Иван Петрович Павлов сидел в своей лаборатории при Институте экспериментальной медицины и просматривал заграничную корреспонденцию. Залюбовавшись маркой, он отдался воспоминаниям: «Первое мое коллекционирование началось с бабочек и растений. Следующим было коллекционирование марок и картин. И наконец, вся страсть перешла к науке. И вот даже теперь я смотрю на марку с особенным удовольствием, как на старого друга. То же сохранилось и в отношении растений и бабочек. И теперь я не могу равнодушно пройти мимо растения или бабочки, в особенности, мне хорошо знакомых, чтобы не подержать в руках, не рассмотреть со всех сторон, не погладить, не полюбоваться. И все это вызывает у меня приятное настроение».

Похожие статьи:

  1. Иван Петрович Павлов – труд физический и отдых Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и...
  2. Иван Петрович Павлов и Факты Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Факты – это воздух ученого. И....
  3. Иван Петрович Павлов и Научная деятельность Под нервизмом понимаю физиологическое направление, стремящееся «распространить влияние нервной системы...

автор \\ теги:



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.