Дек 25

Распределение легочной вентиляции

В норме при вертикальной позиции вентиляция на единицу легочного объема изменяется приблизительно линейно в вертикальных направлениях легких; в зонах оснований легких она примерно вдвое больше, чем в верхушках. Эти различия не сохраняются в горизонтальном положении тела. При физической нагрузке различия менее выражены. Механизмы, управляющие распределением вентиляции в легких, не сложны. В вертикальной позиции легкие в силу гравитации имеют тенденцию к оседанию, вследствие чего альвеолы в области оснований легких меньше, чем в верхушках. Маленькие альвеолы более податливы к растяжению, чем большие. В результате в зонах расположения мелких альвеол меняющийся при вдохе объем легких становится больше. Естественно, что большая часть вдыхаемого воздуха распределяется именно в эти зоны (при условии одинаковой воздушной проводимости дыхательных путей).

Масса легких также обусловливает различия в уровнях давлений в различных зонах плевральной полости (Ррl); эти различия оказываются в общем обратными объему альвеол в соответствующих участках легких. Для того чтобы правильно оценить значение вертикального градиента Ррl, можно представить себе легкие как мешок, наполненный жидким содержимым с плавающими в нем пузырьками и удерживаемый корнями легких. Влияние силы тяжести на содержимое мешка вызывает сжатие пузырьков (альвеол) у оснований легких и их меньшее сжатие (или растяжение) в зоне верхушек. При этом субатмосферное давление, характерное для всей плевральной полости в целом, имеет более высокие значения для области оснований, чем для области верхушек. Иными словами, степень разряжения в зоне верхушек выше.

Величина этого градиента внутриплеврального давления (а точнее, степени разряжения) определяется плотностью легких. Плотность легких в норме равна 1/4 плотности воды, поэтому градиент Ppl (в см вод. ст.) составляет 1/4 высоты легких (т. е. 30/4 = 7,5 см вод. ст.) от верхушки до основания [Ноppun В. et al., 1969]. Поскольку РA остается одинаковым во всех участках легких, Ppl вызывает региональные различия в трансальвеолярном давлении растяжения (РА – Ppl), и так как Ppl более положительно (а точнее, менее отрицательно) в зоне оснований, то в этих зонах альвеолы больше сжаты и, следовательно, значительно меньше по размерам, чем в зоне верхушек. По мнению J. Milic-Emili и J. Henderson (1966), объемы альвеол в зоне верхушек легких и альвеол в зоне оснований легких могут иметь соотношение 4 : 1.

5. Региональные различия объемов альвеол.

Если региональные различия объемов альвеол перенести на кривые давление – объем для нормальных легких (рис. 5), то пропорциональная зависимость объема от давления будет располагаться на середине s-образной кривой. В верхней части кривой такая зависимость уже непропорциональна. Поскольку различая в региональных наклонах кривом равны различиям в величинах региональной податливости легких, зависимые альвеолы можно считать податливыми, а независимые – неподатливыми.

Локальное напряжение СО2 в разных зонах легких также оказывает определенное влияние на распределение воздуха в легких. Снижение альвеолярного СО2 в одном легком после окклюзии легочной артерии, как правило, сопровождается снижением вентиляции этого легкого на 25% и более [Severinghaus J. et al.. 4961].

В больных легких распределение вентиляции контролируют два важных фактора: мощность потока воздуха и локальные изменения податливости легких. Любые факторы, которые уменьшают калибр воздухоносных путей, непременно повышают сопротивление потоку воздуха и тем самым ведут к снижению вентиляция в поврежденных зонах. Соответственно зоны, в которых локальная податливость снижена, вентилируются меньше, чем нормальная ткань легких.

Похожие статьи:

  1. Взаимоотношения между вентиляцией и перфузией в здоровых и больных легких Нормальная альвеолярная вентиляция (VА) у взрослых составляет приблизительно 4 л/мин,...
  2. Распределение легочного кровотока Факт неравномерного распределения легочного кровотока установлен много лет назад, однако...
  3. Пилотажные перегрузки при дыхании чистым кислородом Современные самолеты-истребители способны выполнять маневренный воздушный бой на высоких скоростях...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.