Дек 11

§ 4 Средства передвижения по Луне

Специфические условия, существующие на Луне (вакуум, малая сила тяжести, большой перепад температур), затрудняют передвижение человека по ее поверхности. Поэтому продолжаются поиски путей решения этой проблемы.

Малая сила тяжести на Луне способствует созданию всевозможных летающих приспособлений, с помощью которых можно попасть в любую точку поверхности.

Более трех тысяч лет назад человек изобрел колесо, использование которого, безусловно, является самым экономичным способом передвижения по Земле. Даже транспортные машины на гусеничном ходу являются разновидностью колесных машин, несущих свою собственную дорогу. Характерно, что параметры колес, применяемых в различных странах, определялись с учетом особенностей местного грунта.

Что касается гусеничного варианта машины, то он не выдерживает конкуренцию при сопоставлении с колесным, так как, во-первых, у гусеничной машины с каждого борта имеются только два ведущих колеса, во-вторых, сама гусеница имеет много ненадежных элементов.

«Луноход-1». Сделав несколько витков вокруг Луны, автоматическая станция «Луна-17» точно сошла с орбиты и мягко села на поверхность Луны в районе Моря Дождей. По ажурному трапу на поверхность Луны спустился первый в мире самоходный робот «Луноход-1». Это произошло 17 ноября 1971 г.

Самодвижущиеся лунные автоматы могут осуществлять химические и минералогические анализы лунных пород, определять их прочность на маршруте следования, передавая на Землю собранную информацию.

16 января 1973 г. в 01 ч 35 мин автоматическая станция «Луна-21» доставила на поверхность Луны самоходный аппарат «Луноход-2».

«Луноход-2» состоит из двух основных частей: приборного отсека и колесного шасси. Весит луноход 756 кгс.

Герметический приборный отсек имеет форму усеченного конуса. Корпус его изготовлен из магниевых сплавов.

Система терморегулирования работает автоматически. В качестве источника энергии применяются изотопный нагреватель и солнечные батареи. Отводится тепло с помощью радиатора-излучателя, расположенного на крышке приборного отсека.

Самоходное шасси обеспечивает передвижение лунохода с двумя скоростями вперед и назад. Каждое из восьми ведущих колес имеет индивидуальный силовой привод и независимую подвеску. Диаметр колеса лунохода 510 мм, длина 2218 мм, ширина колеи 1600 мм.

Платформа с реактивной тягой может применяться для транспортировки людей или грузов в условиях сильно пересеченной или гористой местности на Луне. Двигательная установка располагается на специально приспособленной платформе (рис. 62). В качестве рабочего тела можно использовать перекись водорода, порох и т. д.

Рис. 62. Платформа с реактивной тягой для перемещения человека на Луне:

1 – резервный бак для топлива; 2 – топливный бак; 3 – панель управления; 4 –  противометеорная защита; 5 – поручень; 6 – реактивные двигатели; 7 – посадочное устройство.

Перекись водорода может применяться и как окислитель и как однокомпонентное топливо. При соответствующих мерах предосторожности перекись водорода безвредна, однако она не должна соприкасаться с органическими веществами. При соприкосновении с такими катализаторами, как перманганат кальция Са(MnO4)2, она самопроизвольно распадается на воду и кислород, выделяя при этом большое количество тепла. Это выделяющееся тепло испаряет воду, а образующийся пар может быть направлен в камеру для получения реактивной тяги. Как однокомпонентное топливо перекись водорода обладает сравнительно низким удельным импульсом.

Проект более сложного сооружения предусматривает перевозить по Луне двух человек. Такая летающая платформа снабжена системой, стабилизирующей ее положение в полете.

Если принять, что удельный импульс, создаваемый 1 кгс топлива, составляет 200 кгс∙с, а вес космонавта в скафандре с реактивной установкой на Луне не превышает 30 кгс, то для полета в течение 1 мин необходимо примерно 9 кгс топлива (30 ∙ 60 : 200 = 9 кгс).

Лунный автомобиль
можно представить как транспортное средство, снабженное герметической кабиной и всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности и длительного пребывания в нем человека. Более простым устройством является луноход, приспособленный только для транспортировки человека в скафандре и грузов по поверхности Луны.

Источниками электропитания на луноходах могут служить электрические химические батареи и радиоизотопная энергетическая установка. Радиоизотопная установка используется для подзарядки батарей, а также для питания нагревателей в течение лунной ночи.

Рис. 63. Двухколесный луноход:

1 – ручка; 2 – полоз; 3 – место для ранцевой системы жизнеобеспечения; 4 – место для научной аппаратуры; 5 – запасное место для системы жизнеобеспечения; 6 – батареи; 7 – штанга.

На рис. 63 показан проект лунохода, выполненного в виде двухколесной тележки. Он способен перевозить человека, научную аппаратуру и различные грузы. Вес полезной нагрузки примерно 300 кгс, запас хода 20–30 км, средняя скорость 8–10 км/ч.

Четырехколесный луноход был доставлен на Луну на борту корабля «Аполлон-15». Космонавты Д. Скотт и Д. Ирвин совершили на нем три поездки общей протяженностью 36,3 км.

Каждое колесо лунохода приводится в действие собственным электродвигателем. Источник питания – совершенные серебряно-цинковые аккумуляторы. Управление осуществляется системой электродвигателей. Автоматический счетчик регистрирует каждый оборот колеса машины и каждый сантиметр пройденного пути. Прибор непрерывно показывает удаление лунохода от своего корабля по прямой.

Похожие статьи:

  1. § 2 Космонавт ходит по Луне Время начинает опережать человеческое воображение. То, о чем еще вчера...
  2. Кислородное питание экипажа космического корабля В герметической кабине космического корабля поддерживаются заранее заданное барометрическое давление...
  3. Космический корабль «АПОЛЛОН» Программа «Аполлон» «АПОЛЛОН» ПРОГРАММА «АПОЛЛОН» США Тип. Пилотируемый трехместный космический корабль. Назначение....

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.