Дек 02

§ 3 Средства спасения экипажей КЛА

В качестве средств спасения экипажа на старте и участке выведения на некоторых летательных аппаратах применяются катапультируемые кресла.

На некоторых космических аппаратах для аварийной ситуации предусматривается возможность спасения космонавтов на старте и участке выведения применяется отделение кабины от ракеты, увод ее на безопасное расстояние и спуск на Землю вместе с экипажем.

Однако аварийное покидание кабины аппарата, летящего на высоте более 150 км, и спуск на Землю являются сложной проблемой, которая требует дальнейшей разработки.

Об актуальности этой проблемы свидетельствуют многочисленные проекты, которые обсуждаются в периодической печати.

В ракетно-космическом комплексе «Союз» для спасения экипажа на старте и участке выведения применена система аварийного спасения (САС), основанная на принципе увода обитаемых отсеков от аварийной ракеты-носителя с помощью мощной твердотопливной двигательной установки (ДУ САС). Двигательная установка САС монтируется в головной части ракетно-космического комплекса и представляет собой единый блок из твердотопливных ракетных двигателей («Авиация и космонавтика», 1972, № 7).

Если при старте или на активном участке в ракетном комплексе возникнут неполадки и дальнейший полет станет опасным, выдается команда на включение основного двигателя ДУ САС, после чего отсек экипажа (спускаемый аппарат) вместе с орбитальным отсеком и обтекателем отделяются от ракеты-носителя и уводятся вверх и в сторону. Безопасное направление увода определяется автоматическими устройствами в зависимости от характера и развития аварии.

В верхней точке траектории с помощью двигателя разделения обтекатель вместе с орбитальным отсеком отделяется от спускаемого аппарата. Вслед за этим вводится парашютная система и спускаемый аппарат совершает мягкую посадку.

На рис. 18 показана схема аварийно-спасательной капсулы для спасения космонавта с орбиты.

Изготовить такую капсулу можно из стеклопластика или другой прочной пластмассы. В качестве теплового экрана для защиты капсулы от перегрева и разрушения при входе в плотные слои атмосферы могут быть использованы известные в технике абляционные материалы. Толщина экрана примерно 20 мм. Капсула снабжена тормозным реактивным двигателем и парашютом.

При спуске на высоте 9 км сбрасывается тепловой экран и раскрывается парашют. Скорость снижения 8–9 м/с.

Аварийный запас капсулы состоит из надувной лодки, радиомаяка и набора продуктов.

Ниже приведена примерная весовая сводка аварийно-спасательной капсулы в кгс:

тепловой экран – 100

корпус капсулы – 50

двигательная установка – 130

парашют –20

приборы и агрегаты – 30

аварийный запас – 10

Рис. 18. Схема отделения, спуска и посадки на воду аварийно-спасательной капсулы с космонавтом:

1 – отделение крышки люка; 2 – отстрел и ориентация капсулы; 3 – торможение капсулы; 4 – вход в плотные слои атмосферы; 5 – открытие парашюта; 6 – спуск на парашюте и сброс теплозащитного экрана; 7 – посадка на воду; 8 – космонавт в надувной лодке

В аварийной ситуации космонавт надевает скафандр, переходит в капсулу и отделяет ее от борта корабля. Пространственная ориентация капсулы производится визуально с помощью установленных на капсуле реактивных двигателей, работающих на сжатом воздухе.

Похожие статьи:

  1. Ударные ускорения во время космического полета Ударные ускорения отмечаются как при нормальных режимах полета космического корабля,...
  2. Космический корабль «АПОЛЛОН» Программа «Аполлон» «АПОЛЛОН» ПРОГРАММА «АПОЛЛОН» США Тип. Пилотируемый трехместный космический корабль. Назначение....
  3. Скафандры Скафандр – индивидуальное защитное снаряжение космонавта, под оболочкой которого поддерживается...

автор admin \\ теги: ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.