Дек 19

Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 4

Наличие в поле зрения летчика различных огней и световых сигналов увеличивает время переадаптации при перенесении взгляда с больших яркостей на малые. Огни посадочной полосы перед взлетом снижают остроту зрения в пределах 0,1–0,025. Блики на остеклении фонаря также снижают остроту зрения при наблюдении за внекабинными ориентирами. Изменение внутрикабинного освещений в нормируемом диапазоне может понижать или повышать остроту зрения на 25%, а уровень темновой адаптации – в 2 раза. После прямого ослепления лучом зенитного прожектора в течение 1 сек острота зрения при наблюдении за внекабинным пространством восстанавливается через 30—90 сек в зависимости от освещенности ночи. На достижение исходного уровня световой чувствительности в светлую ночь требуется 15 сек, в темную – до 3 мин. Значительно снижается ночное зрение при кислородном голодании. На высоте 4500–5000 м ночное зрение понижается на 30%.

Полеты при плохой видимости земли и естественного горизонта создают условия для возникновения иллюзорных ощущений и потери пространственной ориентировки, что может явиться одной из причин летных происшествий. В связи с этим при прохождении врачебно-летной комиссии у летчиков следует в полном объеме обследовать ночное зрение с целью проведения в случае необходимости дополнительных профилактических и лечебных мероприятий. Известно, что для летного состава прибором Семикопного установлена норма скорости темновой адаптации, которая не должна превышать 60 сек; а острота ночного зрения не должна быть ниже 0,3.

Распорядок дня летного состава предусматривает нормальную продолжительность сна и четырехчасовой отдых пёред ночным полетом. Недосыпание не только способствует появлению иллюзий, но и вызывает фазовые колебания ночного зрения н$ 20–40% от его максимального уровня,

Для сохранения высокого уровня зрительных функций летный состав обязан строго соблюдать режим труда, отдыха и питания. Контроль за соблюдением режима осуществляется командирами и авиационным врачом. В период подготовки и проведения ночных полетов рацион летного состава должен содержать мясорастительные продукты и достаточное количество витаминов. Для сохранения ночного зрения на высоком уровне за 1–2 ч до полетов рекомендуется прием пищи. При продолжительности полетов более 4 ч его желательно повторить с целью сохранения у летного состава высокого уровня содержания сахара в крови, понижение которого оказывает отрицательное влияние на ночное зрение. Сохранению ночного зрения способствует, также прием витаминов, имеющих непосредственное отношение к фотохимическим процессам, происходящим в глазах. Недостаток витаминов в пище человека вызывает снижение световой чувствительности. При дефиците витаминов группы В наблюдаются светобоязнь, быстрая утомляемость зрения, понижение его остроты и ослабление сумеречного зрения. Витамины А и В2 в лечебных дозах (курс – 20 дней) повышают ночное зрение. Прием витаминов для сохранения ночного зрения практически целесообразен при любых уровнях витаминной насыщенности организма летчика вследствие повышения их расходов в условиях летной деятельности.

Большое значение для сохранения ночного зрения имеет также правильное освещение предполетных помещений. Оно должно быть устроено так, чтобы в поле зрения членов экипажей не было ярких источников света. Освещение рабочих мест должно быть достаточным, но не чрезмерно ярким. При выходе на аэродром следует избегать возможности внезапного засвета глаз различными источниками света: фарами самолетов, автомашин. Авиационному врачу необходимо рекомендовать летному составу простейшие способы защиты глаз: перенос взгляда в сторону, где нет слепящих источников, прикрывая оба или один глаз. При засвете глаз в полете летчику следует наклонить голову и прикрыть их ладонью или козырьком светофильтра, не теряя, однако, при этом из вида пилотажных приборов.

Сохранение высокого уровня ночного зрения для обеспечения зрительной работоспособности летчика в ночном полете является одной из главнейших задач авиационного врача.

Похожие статьи:

  1. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 2 В настоящее время для освещения кабин членов экипажа в ночном...
  2. Исследование ночного зрения При исследовании ночного зрения определяется способность глаза воспринимать минимальное световое...
  3. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 3 Рассмотрим функциональные возможности зрительного анализатора летчика, выполняющего ночной полет. Прежде...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.