Дек 19

Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 3

Рассмотрим функциональные возможности зрительного анализатора летчика, выполняющего ночной полет. Прежде всего, следует отметить, что качественное его выполнение возможно при достаточно высоком уровне всех функций зрения летчика. Наблюдение за показаниями авиаприборов требует высокого функционального уровня колбочкового аппарата, от которого зависит острота зрения, скорость зрительного восприятия, контрастная чувствительность. Для ориентировки летчика за внекабинным пространством необходимы высокие уровни световой чувствительности и сумеречной остроты зрения, обеспечивающие обнаружение сигнальных огней, аэромаяков, опознание воздушных и наземных объектов.

Чтобы определить более точно зрительные возможности летчика ночью, в качестве примера рассмотрим два случая световых условий: при полной луне и в ясную безлунную ночь. Глаза летчика при этом будут адаптироваться к яркости 10–2 и 10–5 нт. Согласно литературным данным, в лабораторных условиях глаз способен различать достаточно большой темный объект (более 1°), если его яркость меньше яркости фона на 16 и 74% соответственно яркости фона адаптации 10–2 и 10–5 нт. В полете в безлунную звездную ночь не воспринимаются даже большие темные объекты. При полнолунии темные объекты на фоне земной поверхности удается различать довольно часто. Отчетливо различаются силуэты домов, деревьев на светлом небе. Летчик тоже может обнаружить большие объекты, если их яркость сравнима с яркостью ночного неба. Этот случаи встречается при наблюдении больших водных поверхностей, отражающих небо под достаточно большим углом. Известно, что в безлунные звездные ночи берега моря, большие озера и широкие реки ясно различимы. Также могут достигать порога восприятия очень светлые улицы с коэффициентом отражения 25–30% при особенно благоприятных условиях.

Как была указано, возможность опознания объектов определяется остротой сумеречного зрения. Эта функция зависит от яркости и контрастности, уменьшаясь при низкой освещенности и малом контрасте. В наших двух случаях для объекта вдвое более яркого, чем фон, глаз различает таковой размером в 4′ при освещенности 0,25 лк и размером 1°50′ при освещенности 0,0003 лк. Для объектов в 10 раз более ярких, чем фон, глаз различает объекты величиной соответственно в 2′ и 55′.

Некоторые авторы считают, что в реальном полете острота зрения вдвое меньше, чем в лабораторных условиях. Так, при лунном свете с высоты 500 м летчик способен различить цель размером 1,2′ и 0,6′. В безлунную звездную ночь можно заметить объекты, лишь значительно превосходящие по яркости окружающий фон. Различение деталей размером 16 м находится на пределе разрешающей способности зрения. С этой оценкой хорошо согласуется тот факт, что узкие ручьи с самолета не видны, широкие же реки прослеживаются по всему течению.

В лаборатории в выбранных нами световых условиях наименьшая освещенность, которую точечный источник должен создать на зрачке глаза, чтобы быть на пределе восприятия, должна иметь значения 3×10–8 и 2×10–9 лк. В реальных условиях порог будет значительно выше. По некоторым данным, он больше в 6 раз, то есть составляет 1,8×10–7 и 1,2×10–8 лк. Чувствительность глаза позволяет видеть пламя свечи в первом случае с высоты более 2 км, во втором – свыше 9 км. Чем ниже общая освещенность, тем больше дальность видимости огня. Следует отметить, что в летной практике получены меньшие дальности. Аэронавигационные огни постоянного горения, в десятки раз превышающие силу света в 1 св, видны с расстояния не более 5–10 км.

На зрительную ориентировку летчика, пилотирующего современный самолет, влияет ряд факторов, имеющих место в ночном полете и в период подготовки к полету.

Похожие статьи:

  1. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 2 В настоящее время для освещения кабин членов экипажа в ночном...
  2. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 1 В настоящее время полеты ночью получили широкое распространение как в...
  3. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 4 Наличие в поле зрения летчика различных огней и световых сигналов...

автор admin \\ теги: , , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.