Дек 18

Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 2

В настоящее время для освещения кабин членов экипажа в ночном полете рекомендуется красный свет λ = 620±10 нм (нм – нанометр = 1×10–9 см) при яркости шкал авиаприборов 0,5–1,5 нт. Установленные параметры красного света обеспечивают высокий уровень световой чувствительности глаза, необходимый для наблюдения ночью за внекабинным пространством и достаточный уровень остроты зрения для работы с приборами. С увеличением высоты и длительности полета современных самолетов, оснащением самолетов средствами автоматической навигации, развитием радиотехнических средств роль визуальной ориентировки в полете уменьшается. В этой связи возник вопрос о возможности применения сдвоенной системы освещения красным и белым светом. Белый свет привычнее для глаз летчика. В длительных полетах по маршруту белый свет обеспечит более комфортные условия работы в кабине. Кроме того, различение цветных обозначений на авиаприборах, пультах, щитках и органа управления, а также на полетной карте возможно только при белом свете. В настоящее время промышленность приступила, к разработке светового оборудования, предусматривающего освещение кабины красным и белым светом.

Не менее важным фактором, влияющим на качество зрительной работоспособности летчика, является состояние внутрикабинной световой сигнализации. Величины яркости применяемых сигнализаторов в ночном полете колеблются в пределах 8–300 нт.

Из всего вышесказанного следует, что диапазон яркости в кабине и за ее пределами чрезвычайно широк. Однако зрительный анализатор человека обладает способностью приспосабливаться к таким условиям.

Зрительная ориентировка в различных световых условиях ночи возможна благодаря адаптации органа зрения к темноте и свету. К свету он адаптируется в течение 3–5 мин, к темноте – 60–80 мин. Первые 20–30 мин она протекает быстро, а затем Медленно. Быстрая переадаптация от света к темноте и наоборот обеспечивается двумя светочувствительными рецепторами в сетчатке глаза – колбочками и палочками, которые изменяют свою чувствительность при переходе от больших яркостей к малым. Колбочковый аппарат функционирует при величинах яркости более 10 нт и осуществляет центральное форменное зрение. Функциями колбочкового аппарата являются острота зрения и скорость зрительного восприятия. При яркостях менее 3×10–3 нт функционирует палочковый аппарат, регулирующий световую и различительную чувствительность периферических участков сетчатки.

В области яркостей от 10 до 3×10–3 нт функционируют оба рецепторных аппарата зрительного анализатора.

Понятие «ночное зрение» включает не только световую чувствительность, но и пространственное зрение, а также остроту сумеречного зрения. Колебания остроты зрения при различных световых условиях ночи составляют 2–3-кратную величину. В табл. 3 представлены показатели остроты зрения в зависимости от световых условий для контрастов объекта и фона близких к 100%.

Таблица 3

Острота зрения в зависимости от световых условий (средние величины, по данным различных авторов)

Полнолуние

Полнолуние при облачности

Безлунная ясная звездная ночь

Темная ночь при облачности 10 баллов

0,42

0,108

0,071

0,054

Кроме снижения остроты зрения, в ночных условиях имеют место серьезные изменения в работе зрительного анализатора: затрудняется оценка расстояния, ухудшается цветоразличение слабо освещенных объектов. Максимум спектральной чувствительности глаза перемещается из желто-зеленой части спектра к границе зелено-голубой. Ночное зрение ахроматично. Оно воспринимает только светлое и темное, так как палочки лишены возможности воспринимать цвет.

Следует отметить, что в ночных условиях возрастает не только порог остроты зрения, но и порог контрастной чувствительности. Если при ярком свете становятся неразличимыми предметы, по яркости отличающиеся от фона на 2%, то в очень темную ночь нельзя рассмотреть то, что по яркости отличается вдвое и втрое. С трудом распознаются на фоне неба или снега резко выделенные объекты.

Похожие статьи:

  1. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 3 Рассмотрим функциональные возможности зрительного анализатора летчика, выполняющего ночной полет. Прежде...
  2. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 1 В настоящее время полеты ночью получили широкое распространение как в...
  3. Зрительный анализатор Известно, что надежность работы космонавта в значительной степени зависит от...

автор admin \\ теги: , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.