Дек 18

Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 1

В настоящее время полеты ночью получили широкое распространение как в транспортной, так и в боевой авиации. Успешность выполнения лётчиком боевого задания в ночном полете зависит от его умения точно и быстро различать показания приборов и сигнализаторов в кабине, свободно ориентироваться в положении рычагов управления. При выполнений полетов ночью нередко возникает необходимость визуального обнаружения наземных ориентиров и различных целей. На некотором критическом расстоянии они становятся невидимыми. Это расстояние называется дальностью видимости, которая определяется особенностями зрения наблюдателя, прозрачностью атмосферы, условиями освещения, свойствами фона и цели. Цель характеризуется угловым размером, контрастом с окружающим фоном, яркостью. Яркость цели и фона, контраст между ними, а также состояние функций зрения зависят от уровня освещения. Освещенность в ночных условиях изменяется в широком диапазоне. Ее величины в разных условиях ночи представлены в табл. 1.

Таблица 1

Освещенность горизонтальней поверхности в ночных условиях, лк

Полнолуние, безоблачно

Полнолуние, сплошная облачность

Ясная звездная ночь

Безлунное небо, очень плотная облачность

0,3–0,2

0,05

0,002–0,0006

0,0003–0,0002

Максимальная освещенность при полнолунии составляет 0,2–0,3 лк (люкс), а при облачности снижается до 0,05 лк. Вследствие движения облачности переменной плотности величина освещенности будет претерпевать значительные изменения.

Величина яркости ночного неба колеблется от 1 до 5×10–4 нт (нит – единица яркости, равная силе света в 1 свечу на 1 м2 освещаемой поверхности). В безлунные ночи небо не является абсолютно черным, оно обладает определенной яркостью, которая и есть источник освещения земли. Источниками яркости ночного неба являются видимые звезды, рассеянный в верхних слоях атмосферы свет солнца, планет и звезд.

Летчик и штурман в полете ориентируются по наземным ориентирам, яркость которых определяется по формуле:

Где В – яркость, нт;

δ – коэффициент яркости для заданного направления наблюдения;

Е – освещенность, лк;

П – 3,14.

Для поверхностей, обладающих рассеянным отражением, коэффициент яркости равен коэффициенту отражения. Причём отражающие свойства земного ландшафта весьма изменчивы и зависят не только от характера самой поверхности, но и от ее состояния и времени года. В табл. 2 приведены величины яркости наземных ориентиров при различных величинах освещенности и коэффициента отражения.

Таблица 2

Яркость наземных объектов при различной освещенности ночи, нт

Наземные объекты

Коэффициент отражения

Характеристика освещенности ночи

Полнолуние, безоблачно

0,3–0,02 лк

Полнолуние, сплошная облачность

0,05 лк

Ясная звездная ночь

0,002–0,0006 лк

Песок желтый, сухой

0,15–0,31

1,43×10–2–2,95×10–2

0,96×10–2–1,98×10–2

2,4×10–3–5×10–3

0,96×10–4–1,98×10–4

2,9×10–5–5,9×10–5

Чернозем сухой

0,03–0,14

0,29×10–2–1,33×10–2

0,19×10–2–0,9×10–2

0,48×10–3–2,2×10–3

0,19×10–4–0,9×10–4

0,57×10–5–2,7×10–5

Трава зеленая, свежая

0,06–0,32

0,57×10–2–3,04×10–2

0,38×10–2–2,5×10–2

0,96×10–3–5,1×10–3

0,38×10–4–2,05×10–4

1,1×10–5–6,1×10–5

Бетон сухой

0,17

1,62×10–2–1,09×10–2

2,7×10–3

1,1×10–4–1,0×10–4

Бетон мокрый

0,10

0,95×10–2–0,64×10–2

1,6×10–3

0,64×10–4–1,9×10–5

Асфальт сухой

0,1

0,95×10–2–0,64×10–2

1,6×10–3

0,64×10–4–1,9×10–5

Кирпич красный

0,2

1,9×10–2–1,3×10–2

3,2×10–3

1,3×10–6–3,8×10–5

Море

0,04–0,08

0,38×10–2–0,76×10–2

0,26×10–2–0,5×10–2

0,64×10–3–1,3×10–3

0,26×10–4–0,5×10–4

0,76×10–5–1,5×10–5

Лед

0,31–0,36

2,95×10–2–3,42×10–2

1,98×10–2–2,3×10–2

5×10–3–5,8×10–3

1,98×10–4–2,3×10–4

5,9×10–3–6,8×10–5

Снег

1,0–0,46

9,5×10–2–4,37×10–2

6,4×10–2–2,94×10–2

16×10–3–7,4×10–3

6×10–4–2,94×10–4

19×10–6–8,7×10–5

Из табл. 2 видно, что яркость внекабинных ориентиров в ночных условиях может колебаться от 0,095 до 0,000027 нт. Известно, что в темную и даже светлую ночь при ограниченной видимости линии естественного горизонта в полете над морем и безориентирной местностью пилотирование осуществляется по приборам. В светлые (лунные) ночи при хорошей видимости линии горизонта и наличии световых или других видимых ориентиров полет может выполняться визуально, но с контролем его режимов по показаниям приборов. Следовательно, качество пилотирования самолета ночью зависит и от условий внутрикабинного освещения, которое должно обеспечивать зрительную работоспособность летчика (быстро и безошибочно различать показания приборов в кабине и слабоосвещенные наземные ориентиры за ее пределами ночью).

Похожие статьи:

  1. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 3 Рассмотрим функциональные возможности зрительного анализатора летчика, выполняющего ночной полет. Прежде...
  2. Зрительные возможности летчика при выполнении ночных полётов – 2 В настоящее время для освещения кабин членов экипажа в ночном...
  3. Отличительные признаки эхо-сигналов от птиц На экранах РЛС отметки от птиц малозаметны. К тому же...

автор admin \\ теги: , , ,



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.