Янв 02

Взрывная декомпрессия

Взрывной декомпрессией называется внезапное, резкое падение барометрического давления в результате аварийного нарушения герметичности кабины самолета.

Взрывная декомпрессия – частный случай декомпрессии вообще. Поэтому все сказанное о влиянии декомпрессии на организм полностью относится и к взрывной декомпрессии. Следует лишь отметить особенности ее воздействия. При взрывной декомпрессии весьма существенное влияние оказывает не только само резкое падение давления в кабине, но и исключительно высокое нервно-эмоциональное напряжение, вызванное аварийной ситуацией. Поэтому взрывная декомпрессия, являясь мощным и необычным раздражителем, влияет на весь организм и вызывает сложные ответные реакции в высших отделах центральной нервной системы. В таких условиях у летчика может возникнуть чувство растерянности и испуга, на какой-то период времени может нарушиться его деятельность, в результате он может допустить ошибочные действия и усложнить обстановку.

Основная опасность взрывной декомпрессии заключается в том, что в результате внезапного и резкого расширения воздуха в легких, в полости среднего уха, придаточных полостях носа и лобной пазухе и газов в желудочно-кишечном тракте возможно повреждение указанных органов, и в первую очередь легких. Характер повреждения легочной ткани может быть различным: в одних случаях наблюдаются поверхностные ушибы легких о внутреннюю часть грудной клетки, сердце и крупные сосуды или через диафрагму – о печень, в других – разрывы легочной ткани. При критических величинах декомпрессии одновременно могут быть и ушибы и разрывы легочной ткани.

В момент взрывной декомпрессии ощущается как бы удар в грудь, человек делает непроизвольный выдох, и давление в легких в течение 1–2 с уравнивается с окружающим. После выдоха наступает непродолжительная (10–15 с) задержка дыхания, затем следует несколько неритмичных дыхательных циклов и дыхание быстро восстанавливается. Задержка дыхания является рефлекторной защитной реакцией организма, возникающей при активном участии центральной нервной системы. Она направлена на ограничение растяжения легких и предупреждение разрыва легочной ткани. Такая реакция является результатом одномоментного раздражения огромного количества чувствительных нервных окончаний, заложенных в легочной ткани, желудочно-кишечном тракте и мышцах, участвующих в акте дыхания, и увеличения потока нервных импульсов от этих окончаний (по количеству и интенсивности) в высшие отделы центральной нервной системы.

Характер функциональных нарушений со стороны органов дыхания и механического повреждения легочной ткани зависит главным образом от продолжительности и величины перепада давления: чем быстрее и больше перепад (особенно при значительной исходной величине давления), тем больше эти нарушения и опасность повреждения легких.

Немаловажное значение имеют также фаза дыхания, на которой происходит декомпрессия (на фазе вдоха опасность повреждения легких возрастает), и состояние трахеи, бронхов и самой легочной ткани. (При воспалительном процессе в легких и дыхательных путях скапливается слизь, в результате сопротивление выдоху возрастает, а это повышает опасность повреждения легких.)

Повреждение легких может наступить, если внутрилегочное давление превысит предел механической прочности легочной ткани. Экспериментально установлено, что у животных эти повреждения (единичные и множественные кровоизлияния в толще легких и на их поверхности, разрывы легочной ткани) возникают в тех случаях, когда внутрилегочное давление превышает давление окружающей атмосферы на 60–80 мм рт. ст. (при отсутствии противодавления на поверхность тела).

Следует иметь в виду, что у человека легочная ткань значительно прочнее, чем у животных. У человека даже з повседневной жизни часто создаются условия, при которых возникает избыточное внутрилегочное давление до 100 мм рт. ст. (например, при кашле, чихании, большом физическом напряжении и т. д.). Однако повреждений легочной ткани при этом обычно не наступает. Эксперименты в лабораторных условиях показали, что перепады давления в 0,3–0,5 ат, создаваемые за 0,1 с, переносятся человеком без неблагоприятных последствий.

Специальные исследования и практика полетов показывают, что перепады давления на высотах 20 000 м и более продолжительностью до 0,5 с и менее при существующих режимах давления в герметических кабинах самолетов и использовании комплектов кислородного оборудования никакой опасности для человека не представляют.

В очень редких случаях обнаруживались лишь крайне незначительные участки затемнения легочной ткани, которое в течение нескольких дней бесследно проходило без ущерба для здоровья.

В результате опытов на животных установлено, что, если при взрывной декомпрессии объем легких (по отношению к первоначальному) увеличится менее чем в 2,4 раза, никаких повреждений не возникает. При увеличении их объема в 2,4–3,1 раза могут наблюдаться точечные кровоизлияния и очаги местной эмфиземы (растяжения легочной ткани). Наиболее обширные участки кровоизлияний и разрывы легочной ткани могут образоваться, когда объем легких увеличивается более чем в 3,1 раза. При всяком увеличении объема легких во время декомпрессии расширяется грудная клетка. Степень ее расширения зависит от избыточного давления в легких и противодавления, создаваемого высотным компенсирующим костюмом на поверхность тела.

Взрывная декомпрессия воздействует и на желудочно-кишечный тракт. В результате резкого расширения газов в этом тракте наступает вздутие живота (выраженная деформация брюшной полости) и повышается внутрибрюшное давление. Из-за чрезмерного растяжения одних участков кишечника могут появиться выраженные длительные рефлекторные спазмы других его участков, что препятствует отхождению газов, и поэтому острые боли могут сохраняться длительное время.

Взрывная декомпрессия влияет и на деятельность сердечно-сосудистой системы. У людей в начальный период в большинстве случаев наблюдаются незначительное учащение пульса и повышение артериального давления на 10–15 мм рт. ст.

При больших и быстрых перепадах барометрического давления в течение секунд и долей секунды создаются наиболее благоприятные условия для проявления декомпрессионных расстройств. Если после взрывной декомпрессии полет будет продолжаться на тех же высотах, то вероятность развития расстройств будет возрастать. Существующие комплекты кислородного оборудования не исключают возможности развития этих расстройств на высотах более 8000 м.

Защита организма от воздействия взрывной декомпрессии практически осуществляется одновременно с защитой его от острого кислородного голодания применением высотного снаряжения – комплекта кислородного оборудования.

Похожие статьи:

  1. Аноксия при быстрой декомпрессии J. Ernsting aftd others Human Problems Supersonic and Hypersonic Flight,...
  2. Патоморфология ударных перегрузок В. Г. Петрухин, К: Б. Рыклин Закономерности развития структурных нарушений...
  3. Дыхательный аппарат человека Человек является жителем Земли и не приспособлен для жизни за...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.