Янв 04

Высотные скафандры, их предназначение, типы и состав

Высотный скафандр – герметический костюм, являющийся индивидуальным высотным снаряжением. В нем создаются благоприятные физиолого-гигиенические условия (давление, температура, влажность и состав газовой смеси) для жизнедеятельности летчика. Поэтому скафандр имеет значительные преимущества перед рассмотренными комплектами кислородного оборудования. Он позволяет выполнять длительный полет практически на любых высотах при разгерметизации кабины самолета, надежно защищает от воздействия низкого барометрического давления, а также высокой и низкой температуры. В скафандре легче переносятся перепады давления, при катапультировании смягчается удар встречного потока воздуха, а в случае приводнения обеспечивается плавучесть.

В комплект высотного скафандра входят герметический комбинезон, регулятор давления, предохранительный клапан, шлем, защитная верхняя одежда, теплозащитный костюм, вентилирующийся костюм, аварийно-спасательные средства.

Герметический комбинезон с герметическими чулками изготовляется из прочной газонепроницаемой ткани, а съемные перчатки и сапоги – из специального материала. Летчик надевает скафандр на земле. Для обеспечения достаточной подвижности в области суставов скафандр имеет специальные шарниры.

С комбинезоном герметически соединяется шлем. Шлем может быть съемным и несъемным, поворачивающимся вместе с головой и неподвижным, но дающим возможность свободно поворачивать голову внутри его. Шлем имеет откидывающийся иллюминатор, светофильтр и клапан сброса давления. Иллюминатор должен обеспечивать летчику хороший обзор. Необходимые жизненные условия в скафандре поддерживаются с помощью агрегатов, входящих в его комплект.

Во время полета в загерметизированной кабине скафандр находится в нерабочем состоянии и непрерывно вентилируется воздухом, поступающим от системы наддува кабины. На аэродроме скафандр вентилируется с помощью наземного кондиционера или специального переносного вентилятора.

При необходимости поддержания нужного для дыхания парциального давления кислорода в скафандре создается избыточное давление по отношению к давлению окружающей атмосферы. На всех высотах в скафандре поддерживается общее давление (атмосферное + избыточное) 170–198 мм рт. ст., что соответствует высоте 10 000–11 000 м. Для предупреждения возникновения декомпрессионных расстройств в скафандрах должна быть предусмотрена возможность повышать общее давление до 267–308 мм рт. ст.

По способу обеспечения кислородом скафандры могут быть масочными и безмасочными. В масочных скафандрах кислород для дыхания подается в кислородную маску, а в безмасочных – в полость гермошлема. По принципу работы скафандры подразделяются на вентиляционные и регенерационные.

Скафандр вентиляционного типа (рис. 20) во время полета соединен специальным шлангом с системой наддува герметической кабины. Воздух для вентиляции скафандра и поддержания в нем избыточного давления поступает из системы кондиционирования, а кислород для дыхания – из бортовых баллонов. Воздух, поступающий для вентиляции, непрерывно удаляется наружу через регулятор давления. В случае нарушения герметичности кабины на высоте более 11 000–12 000 м в скафандре автоматически в течение 2–3 с создается соответствующее избыточное давление.

Кислород для летчика поступает от специального кислородного прибора легочно-автоматического действия. Такой прибор имеется в комплекте скафандра.

Рис. 20. Принципиальная схема питания вентиляционного скафандра:

1 – кран-регулятор расхода воздуха;

2 – теплообменник;

3 – кислородный баллон;

4 – редуктор;

5 – кислородный прибор;

6 – регулятор давления;

7– приборный вентиль.

Скафандр регенерационного типа (рис. 21) работает по замкнутому циклу вентиляции с постоянным объемом воздуха. Из скафандра воздух поступает в регенерационную установку. Там поглощаются углекислота и влага, воздух обогащается кислородом и вновь поступает в скафандр. Избыток воздуха, образующийся в результате непрерывной подачи кислорода, удаляется в атмосферу через регулятор давления. Для поглощения углекислоты обычно используется натронная известь или гидроокись лития, а влаги – силикагель (специально обработанный силикат натрия). Различные запахи устраняются поглотителем с активированным углем.

При полете в загерметизированной кабине вентиляция подскафандрового пространства и обеспечение летчика кислородом осуществляются, как в скафандре вентиляционного типа. При нарушении герметичности кабины регенерационный скафандр автоматически переходит на замкнутый цикл вентиляции.

Рис. 21. Принципиальная схема питания регенерационного скафандра:

1 – поглотитель углекислого газа;

2 – поглотитель влаги;

3 – фильтр;

4 – теплообменник;

5 – насос;

6 – регулятор давления;

7 – регулятор подачи кислорода;

8 – кислородный баллон.

Расход кислорода в регенерационных скафандрах сравнительно небольшой и равен 0,5–1 л/мин.

В целях пожарной безопасности у некоторых скафандров кислородом вентилируется только полость гермошлема, а подскафандровое пространство – воздухом или азотом.

При покидании самолета скафандр любого типа автоматически отключается от соединительных шлангов и включается парашютный кислородный прибор, обеспечивающий летчика кислородом до безопасной высоты и поддерживающий необходимое давление в скафандре.

Все скафандры снабжены аварийно-спасательными средствами. Находятся они непосредственно на скафандре. К этим средствам относятся надувной ворот, радиостанция, средства сигнализации, запас питания и др. Надувной ворот (емкость 30–40 л) в случае приводнения заполняется углекислотой из специального баллончика.

Несмотря на определенные преимущества, высотные скафандры пока не нашли практического применения в авиации. Главными причинами этого являются: необходимость постоянной вентиляции подскафандрового пространства в течение всего времени нахождения летчика в скафандре; неудобство надевания; значительное затруднение движений летчика во время полета; большие габариты скафандра.

Похожие статьи:

  1. Скафандры Скафандр – индивидуальное защитное снаряжение космонавта, под оболочкой которого поддерживается...
  2. Характеристики движения космонавтов в скафандрах в условиях невесомости и лунной гравитации – результаты Результаты Данные о влиянии одежды и гравитации, преодолении ирисовой диафрагмы...
  3. Существенные изменения в конструкции скафандра для экипажа космического корабля «Аполлон» – начало Х. ДЭВИД Виндзор Локс, штат Коннектикут. Усовершенствования и конструкции космического...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.