Сен 10

Выносливость к длительным полетам

В длительном полете на современных бомбардировочных самолетах с большими скоростями, высотами и с дозаправкой горючим в воздухе на летный состав отрицательно действует ряд факторов. Наиболее существенными из них являются:

– необходимость длительного и постоянного наблюдения за показателями многочисленных приборов и за воздушной обстановкой, часто приводящие к утомлению, в частности к снижению активного внимания;

– длительное нахождение в вынужденной позе, обусловливающее статическое напряжение мышц, которое вызывает болевые ощущения в области поясницы, ягодиц и шей, а также чувство онемения конечностей;

– продолжительное эмоциональное напряжение, усиливающееся особенно во время дозаправки самолетов горючим в воздухе, при полетах над обширными водными пространствами, малонаселенной местностью, Арктикой и пустынями;

– шум, вибрация, укачивание, перепады температуры и барометрического давления;

– однообразие окружающей обстановки и монотонный шум двигателей, вызывающие.сонливость.

Перечисленные физические и нервно-психические факторы длительного полета могут вызывать утомление, одним из признаков которого является снижение работоспособности у членов экипажа. При этом степень утомления зависит от характера полета и его продолжительности, от конструктивных особенностей самолета и рабочего места членов экипажа, а также от физического состояния и выносливости летного состава.

Таким образом, длительные полеты на современных самолетах предъявляют высокие требования к организму летчика, который должен преодолевать все неблагоприятные условия полета, сохраняя при этом высокую степень работоспособности.

Кроме того, вся деятельность летного состава (особенно в длительном полете) сопряжена с преобладанием статической физической нагрузки при малой двигательной активности и высококалорийном питании. Поэтому не случайно, что у некоторой части летного состава из года в год наблюдается увеличение веса тела, вплоть до развития ожирения со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями, связанными с ухудшением физического состояния (снижается мышечная сила и выносливость, ухудшается общая физическая подготовленность, повышается утомляемость в длительном полете, снижается работоспособность и т. п.).

Многочисленные факты говорят о том, что летчики, систематически и методически правильно занимающиеся физической подготовкой, спортом и закаливанием организма, обладают большей выносливостью в длительных полетах, лучше справляются с заданием и меньше утомляются, чем лица, нерегулярно занимающиеся физическими упражнениями и закаливанием организма.

Исходя из действующих на летный состав неблагоприятных факторов длительных полетов, в процессе физической подготовки, наряду с решением общих задач, должны решаться следующие специальные задачи:

– увеличение устойчивости организма к значительным нервно — эмоциональным напряжениям;

– усиление выносливости организма при длительных статических напряжениях мышц;

– повышение переносимости длительных воздействий вибраций, укачивания, перепадов температуры и барометрического давления;

– совершенствование точности и быстроты реакции, осмотрительности, координации движений и распределения внимания при выполнении ряда последовательных действий в полете;

– сохранение работоспособности путем применения физических упражнений в полете, а также других мероприятий активного отдыха до и после полета.

Кроме того, с целью предупреждения нарастания избыточного веса тела необходимо повышать эффективность физической подготовки и в этом направлении, а также способствовать повышению двигательной активности летного состава в повседневной жизни. Для этого целесообразно проводить: более продолжительную по времени утреннюю физическую зарядку, физкультурные паузы в процессе наземной подготовки и другие мероприятия активного отдыха (легкие физические упражнения и спортивные игры, туризм, охота, прогулки и др.).

Одним из мероприятий, направленных на сохранение работоспособности членов экипажа в длительном полете, является периодическое выполнение физических упражнений во время полета. Это предупреждает преждевременное наступление утомления и сонливости, улучшает периферическое кровообращение, снимает болевые ощущения в области статически напряженных мышц, а также повышается общее функциональное состояние организма.

Физические упражнения следует выполнять по указанию командира корабля или самостоятельно, докладывая об этом командиру, индивидуально на рабочем месте через каждые 1–2 ч полета.

Комплексы упражнений для выполнения в полете необходимо предварительно изучать на занятиях по физической подготовке В дни наземной и предварительной подготовки к полетам с отработкой элементов упражнений на рабочем месте каждого члена экипажа в кабине самолета на земле.

При подборе комплексов упражнений основное внимание должно быть обращено на такие упражнения, которые активно воздействовали бы на утомленные при статическом напряжении мышцы шеи, спины, таза и ног, а также повышали бы подвижность в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах. Эти упражнения следует выполнять в умеренном темпе, чередуя их с дыхательными упражнениями, обеспечивающими глубокое и ровное дыхание.

Путем специальной тренировки можно повысить способность поддерживать статическое напряжение мышц в течение длительного времени. Поэтому на занятиях по гимнастике, наряду, с упражнениями динамического характера, следует включать упражнения, связанные со статическими усилиями. К таким упражнениям относятся: держание «угла» в висе на перекладине и гимнастической стенке, держание «угла» в упоре на брусьях, удержание тела в положении наклона с отведенными руками в стороны или вперед и т. и.

В связи с тем, что статические усилия оказывают значительное воздействие на весь организм, в частности на кровообращение и дыхание, необходимо после их выполнения шире применять упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.

Похожие статьи:

  1. Врачебный контроль за планированием физической подготовки летчиков В процессе проведения всестороннего врачебного контроля врач части участвует в...
  2. Определение степени физической подготовленности Весьма ценным дополнением к данным физического развития и врачебного обследования...
  3. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета и ее зависимость от физического состояния летчика Переносимость перегрузок в полете Приспособление организма к перегрузкам достигается в процессе многократных воздействий больших...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.