Янв 02

Вредные примеси в кабине самолета

На здоровье и работоспособность человека может существенно влиять загрязнение воздуха кабины парами авиационного топлива, продуктами распада (пиролиза) минеральных масел и другими вредными примесями, например угарным газом.

Токсическое действие окиси углерода – угарного газа (СО) – велико. Человек начинает испытывать это действие уже при концентрации примерно 0,07–0,1 мг на литр воздуха. Индивидуальная чувствительность людей к воздействию угарного газа весьма различна. При концентрации 0,22 мг/л через 2–3 ч возникают легкие боли в области лба и висков. С увеличением содержания СО его отравляющее действие быстро усиливается. Так, смертельный исход может наступить: при концентрации 1,26–1,72 мг/л – через 1,5–3 ч; 2,3–3,4 мг/л – через 30–45 мин; 5,7–11,5 мг/л – через 2–5 мин; 14,08 мг/л – через 1–3 мин; 20–25 мг/л – через несколько секунд.

Легкое отравление окисью углерода сопровождается головными болями, головокружением, общей слабостью. Иногда отмечаются тошнота, рвота. В тяжелых случаях могут наступить потеря сознания, судороги и смерть. Сущность действия окиси углерода заключается в том, что она вступает в прочную химическую связь с гемоглобином крови. В результате образуется карбоксигемоглобин, не способный связывать кислород и доставлять его тканям. Следовательно, при отравлении окисью углерода нарушается доставка кровью кислорода тканям, что вызывает их кислородное голодание.

В условиях пониженного атмосферного давления окись углерода значительно усиливает влияние на организм кислородной недостаточности; работоспособность человека нарушается в большей степени (к гипоксической гипоксии присоединяется гемическая). Поэтому нужно исключить любую возможность попадания окиси углерода в кабину самолета. В этом плане очень большое значение имеет своевременное выполнение регламентных работ на двигателях.

Распад минеральных масел происходит под воздействием высоких температур деталей двигателя. При этом также образуется ряд вредных для организма газов. Главным из них является акролеин, вызывающий раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз. Одновременно могут образовываться формальдегид и непредельные углеводороды, обладающие как общим, так и местным раздражающим действием. Предельно допустимой концентрацией акролеина в воздухе считается 0,002, формальдегида – 0,005 мг/л. Предельно допустимая концентрация паров бензина и керосина 0,03 мг/л.

Пороховые газы кроме окиси углерода содержат и окислы азота. Предельно допустимая концентрация окислов азота в воздухе кабины 0,005 мг/л.

На некоторых самолетах старых типов в кабину могут попадать выхлопные газы, которые кроме окиси углерода содержат свинец и его соединения. Предельно допустимой концентрацией свинца и его соединений считается 0,001 мг/л, углекислоты – не более 1%.

Приведенные предельно допустимые концентрации токсических веществ даны без учета их суммарного воздействия на организм. При суммарном воздействий их отравляющее действие намного усиливается.

Для предупреждения попадания в кабину вредных примесей вместе с воздухом, поступающим от компрессора, в трубопроводах устанавливаются поглощающие фильтры. Кроме того, чтобы исключить возможность накопления вредных примесей, производится, как уже об этом говорилось, непрерывная вентиляция кабины.

Полеты на большие высоты могут сопровождаться определенным воздействием на экипаж космической и солнечной радиации. Кроме того, в течение полета члены экипажа могут подвергаться ионизирующей радиации, источниками которой являются различные приборы и радиоэлектронная аппаратура на борту самолета.

Ежедневная доза естественной радиации, которую человек получает в обычных условиях на земле, составляет 0,4–2 мбэр (бэр – биологический эквивалент рентгена – количество любого вида излучения, равное по своему биологическому действию 1 рентгену; 1 мбэр = 0,001 бэр). Эта доза складывается из внешнего и внутреннего облучений. В состав первого входят космическая и солнечная радиация, земное гамма-излучение, в состав второго – излучение радиоактивных элементов, находящихся в организме в малых количествах. К.такой дозе облучения организм человека приспособился в течение своего эволюционного развития. Допустимая доза профессионального облучения действительна и для кабин самолетов.

Похожие статьи:

  1. Утечка в космическое пространство Использование утечки из отсеков космического корабля представляет собой уникальный метод...
  2. Биологическое действие ионизирующих излучений Общим характерным свойством для всех ионизирующих излучений является способность их...
  3. Выделение кислорода из углекислого газа После того, как научились удалять углекислый газ из воздуха кабины...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.