Янв 03

Воздушная болезнь (укачивание в полете)

Воздушная болезнь, или укачивание, этиологически (причинно) связана с одновременным воздействием на человека разнонаправленных ускорений. Она может возникнуть в полете на самолете и на космическом корабле. Укачивание, возникающее в орбитальном полете, получило название «спутниковая болезнь».

Воздушная болезнь развивается обычно во время полета в неспокойной атмосфере, т. е. при наличии мощных восходящих и нисходящих потоков воздуха – «болтанки». При этом самолет попеременно перемещается вверх и вниз, кренится на правое и левое крылья, отклоняется вправо и влево («рыскает»). На больших высотах «болтанка» бывает слабее, чем в нижних слоях атмосферы, а иногда и совсем отсутствует. Воздушная болезнь может проявляться и при выполнении фигур высшего пилотажа, так как пилотаж сопровождается воздействием на организм больших радиальных и угловых ускорений.

Кислородное голодание может ускорить и ухудшить течение воздушной болезни. Общая клиническая картина воздушной болезни характеризуется головокружением, тошнотой и даже рвотой, побледнением кожных покровов, холодным потом. Вызывается она раздражением не только вестибулярного аппарата, но и многочисленных нервных окончаний (рецепторов), расположенных во внутренних органах и тканях организма.

Бывают редкие случаи, когда у лиц, ранее перенесших воздушную болезнь тяжелой формы, она может вновь возникать (по условно-рефлекторному механизму) от одного вида самолета, аэродрома, шума работающих двигателей, запаха керосина, бензина и т. д. Этот механизм в таком случае может быть не только пусковым, но и усиливающим тяжесть течения болезни.

Интересно отметить, что летчики при полете в качестве пассажиров укачиваются чаще, чем при самостоятельном управлении самолетом. По-видимому, когда летчик пилотирует сам, существенное значение имеет напряжение нервно-психической сферы, тормозящее раздражение вестибулярного аппарата.

Воздушная болезнь подобна морской болезни: в основе той и другой лежат одни и те же механизмы. Однако морская болезнь проявляется обычно в более выраженной форме и у большего числа людей (до 97%). Объясняется это тем, что на море укачивание сильнее, действует непрерывно и нередко в течение нескольких десятков часов.

Статистика показывает, что при полетах на современных пассажирских самолетах укачивание наблюдается у 4% пассажиров, а при полетах на самолетах с поршневыми двигателями воздушной болезнью страдают до 13% пассажиров. У части пассажиров имеется скрытая форма укачивания (чувство дискомфорта), которую многие врачи относят к обычному утомлению. При эвакуации раненых воздушным путем даже на сравнительно малые расстояния и при небольшой «болтанке» воздушная болезнь может поражать до 70% транспортируемых.

Лица, неустойчивые к укачиванию, плохо поддаются вестибулярной тренировке. Поэтому основой профилактики воздушной болезни является тщательный медицинский отбор кандидатов в летные училища.

В гражданской авиации для профилактики воздушной болезни пассажирам выдаются специальные медикаментозные препараты. Хорошим средством для предупреждения укачивания является витамин В6, применение которого в дозе 20–100 мг приносит облегчение в 70% случаев болезни. Положительное влияние оказывает и прием перед полетом поливитаминов, женьшеня, китайского лимонника. Применение указанных препаратов не сопровождается побочными явлениями и не снижает работоспособности. Некоторые из них являются хорошими стимуляторами. Их можно рекомендовать и для экипажей военных самолетов при длительных полетах.

У летного состава явления укачивания в большинстве случаев проходят через несколько часов и редко через сутки.

Похожие статьи:

  1. Укачивание при воздействии ускорений (К вопросу об оценке устойчивости при укачивании. – В. И....
  2. Болезнь укачивания у курсантов-летчиков ПРЕДСКАЗАНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗДУШНОЙ БОЛЕЗНИ У КУРСАНТОВ-ЛЕТЧИКОВ Т. I. Powell and...
  3. Устойчивость к укачиванию в полете К числу неблагоприятных факторов полета относятся, также многократно действующие при...

автор admin



Написать ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.